Вѣнчанье Съ Мертвою Невѣстою — В. П. Гладикъ

Молодый, богатый англичанинъ задумалъ женитися съ такою дѣвчиною, яка ему найлучше сподобается. Ѣздилъ онъ по городамъ Англіи, Шотландіи, Ирляндіи,—заходилъ въ церкви, костелы, парки—и всюда споглядалъ на дѣвчата и оглядалъ ихъ изъ всѣхъ сторонъ, но не могъ натрафити на таку, чтобы ему съ лица и стану сподобалась. Попадали подъ его быстріи очи и хорошіи съ лица дѣвчата, но были то ниского роста, то завысокіи, то затонькіи, то загрубыи:—то зубы великіи, то носъ долгій, то короткій,—то очи косни и т. п.

Въ концѣ надоѣло молодому жениху глядати невѣсты въ Англіи и задумалъ поѣхати до Франціи, до Парижа, бо зналъ, что тамъ съѣзжаются красавицы съ цѣлого свѣта. Однакъ и въ Парижѣ не малъ счастья. Одного разу онъ въ Парижѣ увиделъ въ реставрацій дѣвчину, на которую довшій часъ смотрѣлъ такъ, что дѣвчина тое зауважала, подошла до него, ударила въ лице и сказала, что если онъ джентелменъ, то най на дѣвчата съ далека, якъ въ зеркало, не приглядатся, а най попроситъ дѣвчину, чтобы коло него сѣла и зафундуетъ шампанского.

weddinghairdo

После такой порады, молодый англичанинъ скоро выѣхалъ изъ Парижа въ Швайцарію въ городъ Цурихъ, бо читалъ, что швайцарки не только хорошій дѣвчата, но и вѣжливыи и здоровыи. Однакъ и въ Цуриху не повезло.

Изъ Цуриха англичанинъ выѣхалъ въ Сербію, въ Белградъ. Случилось такъ, что въ Бѣлградѣ было устроено народное гулянье, на которомъ бѣлградцы избирали найкрасшую дѣвчину за королеву Бѣлграда. На выборъ королевой зашолъ и молодый англичанинъ и коли оглянулъ дѣвчата сидящіи на подвышенной эстрадѣ, то ему отразу сподобалась не одна, а пару дѣвчатъ. При выборѣ, понятно, найбольше голосовъ получила найкрасша дѣвчина и была судьями проголошена королевой Белграда.

Тутъ то англичанинъ и задумалъ, что онъ, сколько бы то его не стояло, муситъ съ королевою оженитися. Съ того часу онъ сталъ ухаживати за дѣвчиною-королевою, покупалъ ей подарки, возилъ въ театры, угощалъ богато и добился того, что красавица его полюбила и когда онъ ей предложилъ, что желаетъ съ нею повѣнчатись, то она дала согласіе.

Пошли молодята до священника и условились, когда, послѣ оповѣдей должно быти вѣнчаніе. И молода и молодый стали приготовлятись къ вѣнчанію. Молода запросила дружки, родину и знакомыхъ, а молодый дружбовъ.

Въ часѣ, коли молода росписовала запрошенья на вѣнчанье, она неожиданно захоровала, ослабла и въ концѣ омлѣла. Переляканый молодый призвалъ поспѣшно доктора, сбѣглись и знакомы, но всѣ усилія доктора, чтобы молоду красавицу привести до житья оказались безрезультатными.

— И что-же докторъ, нѣтъ надѣй? -— спросилъ молодый.

— Нѣтъ, — отвѣтиль докторъ, — а чтобы васъ переконати, то отъ зеркало. — Тутъ докторъ поетавилъ невеликое зеркало подъ носъ дѣвчины, которую призналъ мертвою, подержалъ нѣсколько минутъ и затѣмъ показалъ молодому и другимъ присутнымъ людямъ: — Видите, на зеркалѣ нѣтъ ни малѣйшого слѣду дыханья. (Если человѣкъ умлѣетъ но не померъ и если подъ его носъ поставити зеркало, то на немъ укажется згущенный воздухъ, выходящій незамѣтно носомъ).

Засумованный молодый не сказалъ ничого докторови, а началъ о чомъ-то серіозно думати и по хвили сказалъ:

— Всеравно, мы повѣнчаемся такъ, якъ бы она была жива. Вѣнчанье отбудется завтра, такъ якъ было назначено.

По тѣхъ словахъ молодый пошолъ до священника и росповѣлъ ему что случилось, а также что онъ желаетъ, чтобы священникъ повѣнчалъ его съ умершою невѣстою.

— Жалую, что случилось, но я не маю власти вѣнчати васъ съ мертвою, — сказалъ священникъ.

Отъ священника опечаленный женихъ пошолъ до высшей церковной власти и росповѣлъ что случилось, что онъ хочетъ выконати и что священникъ отказался вѣнчати его съ мертвою.

Высшая церковная власть, розглянувши дѣло, узнала, что ни въ церковныхъ, ни въ державныхъ законахъ нѣтъ такихъ постановленій, которыи забороняли-бы подобного рода вѣнчанье,—и власти дали священнику разрѣшеніе, повѣнчати молодого съ мертвою невѣстою.

На слѣдующій день, коло дома, гдѣ въ домовинѣ уложеной на катафалькѣ, лежала невѣста, котора сегодня мала стати въ церкви и повѣнчатися съ богатымъ англичаниномъ, собралась масса любопытныхъ людей и говорили о томъ, что случилось и что задумалъ сдѣлати женихъ. Прибылъ священникъ и дружки и дружбы. Дружки поклякали коло катафалька, чтобы помолитись за душу покойной. При катафальку стоялъ и молодый, ожидаючи, пока священникъ въ другой комнатѣ надѣетъ ризы и приготовитъ кадило. Дружки, отмавляючи молитву, голосно плакали. Въ томъ неожиданно, катафальокъ порушился и къ большому удивленно, молода поднялась, усѣла въ домовинѣ и спросила:

— Чого плачете?

Дружки видячи молоду сидячу въ домовинѣ и говорячу, перелякались, выбѣгли изъ хаты и начали кричати: «молода жива! Молода говорить!»

Въ хату вбѣгь священникъ и молода, увидѣвши его, стала спрашувати:

— Где я? Чого коло мене горятъ свѣчи?

Въ хату начали сбѣгатись мужчины и можна собѣ представити той перестрахъ и замѣшанье, якіи охватили стоящихъ въ домѣ и коло дома людей, когда увидѣли, что молода отжила.

Священникъ и женихъ подбѣгли до домовины, сняли молоду, и понесли въ другую комнату. Тутъ молода и молодый довшій часъ не могли прійти до себе отъ волненій. Въ концѣ молода заговорила до молодого:

— Ты думалъ, что я умерла? И якъ я могла умерти, коли я тебе щиро полюбила? Я только спала, но я чувствуюсь здорова и сильна.

— И я думалъ, что ты спала и отъ прикликалъ я священника, чтобы насъ повѣнчала якъ ты проспишься.

Скоро призвали доктора и коли онъ оглянулъ молоду, заявилъ, что она здорова только ослабла отъ слабости званой Каталепсіей. Слабость тая можетъ наступити отъ волненій или истеріи. Всѣ члены тѣла якъ-бы закочанѣютъ подобно якъ при гипнотизмѣ и человѣкъ заболѣвшій каталепсіей, выглядаетъ якъ мертвый.

Радость съ поводу отжитья молодой была тѣмъ больша, когда всѣ узнали, что если-бы черезъ вѣнчанье не опознился похоронъ, то молода была-бы похоронена живою и только въ гробѣ отжилабы и тамъ, среди страшныхъ мученій, задусилась бы, якъ тое много разъ случалось.

Понятно, что когда молода выздоровѣла, она повѣнчалась съ англичаниномъ, который, якъ бы якою невидимою силою или предчувствіемъ, спасъ дѣвчину отъ смерти и страшныхъ мученій въ гробѣ. О случаяхъ, где заболѣвшихъ каталепсіей или летаргіей, закоповали живыми въ гробахъ и они тамъ пробуждались и затѣмъ въ страшныхъ мукахъ умирали, есть много народныхъ розсказовъ. Были и такіи случаи, что стоны зажива закопаныхъ услышали люди, но пока ихъ откопали, были уже мертвы. У нѣкоторыхъ откопанныхъ замѣтно было, что изъ страха и мученій, покусали собѣ пальцы, пороздирали смертную одежду, покалѣчили зубами языкъ. Были и такіи случаи, а и теперь случаются, особенно въ летаргіи, что докторъ или розумнѣйшіи люди, зауважали, что переставши дыхати не умеръ—попалъ въ летаргію или каталепсію и сейчасъ не хоронили его и хорый за якійсь часъ приходилъ до жизни. Случается и такъ, что попавшій въ летаргію или-же глубокій сонъ, спитъ довшій часъ. Такого хорого звычайно докторы берутъ въ госпиталь и тамъ въ его желудокъ вливаютъ пищу, стравы и стараются посредствомъ разныхъ экспериментовъ привести хорого до сознанія, и хорый въ большинствѣ случаяхъ отживаетъ.

Чи признаный за умершого человѣка дѣйстно умеръ, можна легко узнати, если умершому приставити къ носу зеркало, якъ тое сдѣлалъ докторъ дѣвчинѣ. Звычайно на зеркалѣ осѣдаетъ изъ носа выходящій воздухъ, или-же запалюютъ сѣрникъ, подставляютъ подъ носъ и если съ носа незаметно выходитъ воздухъ-дыханье, то пламя изъ сѣрника будетъ колебатись.

Я былъ свидѣтелемъ въ Перемышлѣ, где я учился въ гимназіи, такого случая:

На кладбище привезли въ домовинѣ жовнѣра. Домовину уложили коло гроба. Рим.-кат. военный ксьендзъ при трумнѣ, послѣ короткой молитвы, сказалъ короткую проповѣдь, послѣ которой, на данный знакъ офицерамъ, стоявшіи при гробѣ жолнѣры посля войскового припису, наразъ выстрѣлили. На цминтари, мѣжъ деревами, рознесся оглушающій гукъ выстрѣла, а ровночасно, въ домоинѣ мертвый взрушался. Гукъ выстрѣла сбудилъ его. Тое зауважилъ ксьендзъ и приказалъ жолнѣрамъ, чтобы домовину отставили отъ гроба и тутъ сильнымъ ударомъ своей руки отбилъ вѣко домовины и мертвый жовнѣръ съ букетомъ цвѣтовъ въ рукахъ, усѣлъ въ домовинѣ. Ксьендзъ приказалъ поспѣшно отнести пробудившогося въ свою карету и повезти въ госпиталь, где онъ скоро поздоровѣлъ

Звичайно на похоронъ жовнѣра собирается много любопытныхъ людей, а особенно дѣтей, чтобы послухати военной банды сопровождающей войсковый караванъ и придивитися, якъ воины, при спусканю домовины въ гробъ, выстрѣляютъ «сальву». Коли люди и дѣти увидѣли, что жовнѣръ поднялся въ домовинѣ, то ихъ обнялъ страхъ и съ криком начали утѣкати внизъ, перескакаючи гробы и на гробахъ цвѣты, корчи, стежки. Многіи отъ переляку омлѣвали, падали на нихъ за ними бѣгущіи. Много утѣкающихъ было значно покалѣченыхъ. Къ кладбищу сбѣглась масса народа, чтобы побачити «воскресшого» жолнѣра,—прибыла и карета скорой помощи—амбулансъ для нада ія помощи покалѣченымъ.

weddingseparator

Въ Соед. Штатахъ случаевъ съ закопаньемъ живыхъ мертвецовъ не бываетъ. Тутъ мертвого внимательно долженъ оглянути докторъ, а тамъ, где нѣтъ доктора, компетентный человѣкъ. Затѣмъ, погребникъ, пока уложитъ мертвеца въ домовину, впомповуетъ въ его внутренность карболовую кислоту (карболикъ асидъ), которая уничтожаетъ-палитъ всѣ внутренности мертвого. Понятно, что послѣ операцій погребника, мертвый уже не отжіетъ.

В. П. Гладикъ.
О Любви къ Ближнему и о Дружбѣ
Другихъ не суди, на себя погляди. Нѣтъ друга ищи, а есть — береги. Не желай сто рублей, а желай сто друзей. Другъ познается въ несчастіи. Дружбу помни, а зло забывай.
О Вредѣ Пьянства
Всякій пьяница не сразу дѣлается пьяницей, а втягивается понемножку. Безъ вина одно горе, а съ виномъ старое одно, да новыхъ два. За чарку, такъ и за драку; за ковшь, такъ и за ножь. Запилъ и совѣсть пропилъ. Вино уму не товарищъ. Вино злѣйшій врагъ человѣчества.
[BACK]