Календарная Часть
ИЗМѢРЕНІЕ ВРЕМЕНИ

ВРЕМЯ измѣряется: вѣками и годами.

ЭРА—событіе, съ которого извѣстная народность свѣта провадитъ свое лѣтосчисленіе напримѣръ: а) Наша христіанская Эра лѣтосчисденіе свое начинае отъ Рождества Христова; б) У Евреевъ — отъ Сотворенія свѣта; в) у Магометанъ — отъ бѣгства ихъ Магомета изъ Мекки въ Медину. Въ звычайномъ нашомъ житью найвысшей мѣрой времени есть “вѣкъ”, который мае 100 годовъ.

Найменьшей мѣрой времени есть ГОДЪ, мающій (годъ звычайный гражданскій) 365 Дней, а годъ високосный — 366 дней. Звычайно той годъ обнимае собою 52 тыждня и 1 день; годъ “високосный” обнимае 52 тыждня и 2 дня. Черезъ тое и происходитъ каждый годъ змѣна дней седмичныхъ въ отношеніи до чиселъ мѣсяцевъ. Если бы всѣ годы были простыи (а не и высокосныи), то каждый седмичный день приходился бы на тое самое число мѣсяца черезъ каждый семь лѣтъ. На дѣлѣ-же, завдяки високоснымъ годамъ, всѣ седмичныи дни вертаются на тіи самыи числа мѣсяцевъ лишь черезъ 28 лѣтъ.

Каждый годъ дѣлится на четыре времена: весна, лѣто, осень и зима.

Весна мае 92 дня и 21 годину; Лѣто мае 93 дня и 14 годинъ; Осень мае 89 дней и 18 годинъ; Зима мае 89 дней и 1 годину. Полный день (день и ночь) мае 24 годины, каждая изъ которыхъ состоять изъ 60 минутъ; минута изъ 60 секундъ; секунда изъ 60 терцій.



КАЛЕНДАРНОЕ СЧИСЛЕНІЕ ВРЕМЕНИ.

Въ древніи времена величину года измѣряли 12 лунными мѣсяцами. Въ лунномъ мѣсяцѣ считали 29 дней, 12 часовъ. Два такихъ лунныхъ мѣсяца составляютъ 59 дней черезъ что въ гражданскомъ счисленіи въ одномъ мѣсяцѣ считали 30 дней, а въ другомъ, непосредственно слѣдующемъ за нимъ, 29 дней. Весь лунный годъ состоялъ изъ 354 дней. Позднѣйше египетскіи астрономы опредѣлили, что годъ состоитъ изъ 365 дней и 6 часовъ. Въ 46 г. до Рождества Христова для исправленія невѣрности прежняго лѣтосчислеиіи, Юлій Цезарь, по совѣту греческого астронома Созигена, приказалъ ввести тую длину года въ римскій мѣсяцесловъ, про что тое счисленіе года называвается юліанскимъ. Тое счисленіе было принято всѣми народами, подвластными Риму, и въ 325 году по Р. Хр. юліанскій годъ положенъ былъ въ основаніе пасхальныхъ вычасленій. Юліанскій годъ содержитъ въ себѣ 365 дней и 6 часовъ; если тіи 6 часовъ не принимати въ разсчетъ, то ежегодно былъ-бы остатокъ; во избѣжаніе того, Созигенъ предложилъ считати три года по 365 дней, а четвертый въ 366 дней, прибавляючи лишней день того года до февраля мѣсяца, который про тое, буде мати въ томъ году не 28, а 29 дней. Годъ той, въ отличіе отъ обыкновенныхъ или простыхъ лѣтъ, называется високосомъ, или високоснымъ годомъ. Юліанскій годъ, составляючи въ середнемъ 365 съ четвертью дней, довше истинного солнечного года на 11 минутъ, 8,4 секунды. Тая незначительная, повидимому, разница, постепенно накопляючись, возростае въ протягу 128 съ половиною лѣтъ майже на одинъ день, а въ 400 лѣтъ до трехъ дней. Такимъ способомъ, весеннее равноденствіе, которое во время Никейского собора, въ 325 году по Р. Хр., приходилось на 21 марта, въ 1582 пришлось на 11 марта. Тое побудило папу Григорія 8 откинути отъ 1582 г. дишніи 10 дней и считати послѣ 4 октября слѣдующій день 15 октября, замѣсто 5” для того-же, чтобы и на будущіи времена отвратити тое перемѣщеніе равноденствія, онъ постановилъ откидывати въ каждыхъ 400 лѣтъ по 3 дни, т. е., въ продолженіе четырехъ столѣтій уничтожати три высокосный годы. Съ тою цѣлью йзъ годовъ столѣтій, которыи по юліанскому счисленію всѣ високосный, принято, по Григоріанскому счисленію, считати ними лишь тѣ, которыи, по отнятіи отъ нихъ двохъ нулей, дѣлятся на 4 безъ остатка, напр., 1600, 2,000 и т. д. Въ настоящее время разность межи старымъ и новымъ стилемъ, увеличившися въ 18 и 19 столѣтіяхъ на одинъ день въ каждомъ, всего на 2 дня, достигла уже 13 дней, замѣсто попереднихъ 10, такъ что, коли по юліанскому календарю считаютъ, напр., 1-ое января, то григоріанскому уже 14 число. Новый стилъ, за исключеніемъ Россіи и Греціи, сохранившихъ юліанское счисленіе, введеный во всѣхъ христіанскихъ государствахъ. Принятое у насъ, русскихъ, лѣтоисчисленіе нахдоится въ тѣсной связи съ церковными обрядами, и православный тѣмъ больше нимъ дорожатъ, что больше, якъ западныи христіане, придерживаются постовъ и церковныхъ обрядовъ. Справедливо о семь замѣчаетъ сербскій митрополитъ Стефанъ Стратимировичъ въ докладѣ 1814 г., австрійскому императору о старомъ календарѣ: “Римо-канаипаче клиру, а сей папѣ простирающе, меньше такожде пекутся, меньше о своихъ обычаяхъ непоколебимостяхъ устрашени суть, еже вся сія у греческаго закона людей совсѣмъ иначе имѣются”. Пользуючись Юліанскимъ лѣтосчисленіемъ, православныи, согласно опредѣленію Никейского собора, николи не празднуютъ Пасху ни разомъ съ евреями, ни скорше ихъ, но всегда позднѣйше ихъ, по крайней мѣрѣ на одинъ день, якъ требуе того и седьмое апостольское правило. Западныи-же христіане, завдяки Григоріанскому календарю, не можутъ избѣжати нарушенія того правила и часто впадаютъ въ тую или другую погрѣшность. Дуже важной причиной нерасположѳнія православныхъ до нового календаря было такожь стремлшіе католиковъ навязати разомъ съ новымъ календаремъ папизмъ и назойливое его предложеніе, переходящее часами въ положительный гнетъ и гонительство. На греческомъ Востокѣ противодѣйствовали больше теоретически, точнѣйше сказати, высказывачись противъ нового календаря, спокойно сохраняли старый, такъ якъ тутъ не оказалось такихъ общественныхъ элементовъ которыи поставляли бы своею задачей провести его насильно въ звычайную практическую жизнь. Инакше дѣло стояло въ юго-западной Руси. Тутъ на сторонѣ нового календаря отразу оказалось много сторонниковъ среди могущественного землевладѣльческаго класса, частиной польского по происхожденію, частиною изъ оплячившихся русскихъ. Тутъ уже энергично работали іезуиты, пропагандируючи папизмъ и розжигаючи вѣроисповѣдную вражду межи католиками и православными. Оттого пропаганда нового календаря въ южной Руси быстро оформилась въ тяжелую форму притѣсненія и гонительства. При такомъ положеніи дѣлъ отстаиваніе старого календаря высоко цѣнилось православными и той, кто ставалъ въ ряды его защитниковъ или кто претерпѣвалъ изъ за него гоненія и мученнчества, пріобрѣталъ народное благорасположеніе и признательность. Пропаганда новаго календаря причинила южно-русскому народу много горя, много страданій, оскорбляла лучшіи его чувства, вносила роздоръ и озлобленіе въ общество и въ семью. Исторія всей жизни русскаго народа за послѣдніи 300 лѣтъ обязывав насъ вполнѣ отрицательно относитись до Григоріанского календаря яко орудіе польско-іезуитской интриги, источнику гнета и насидія, духовного и матеріального.



ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ НАЗВАНІЯ МѢСЯЦЕВЪ?

Первоначально у римлянъ первымъ мѣсяцемъ считался мартъ, про тое, что по преданію, въ томъ мѣсяцѣ Ромулъ основалъ Римъ. Въ пасхальныхъ вычисленіяхъ первымъ мѣсяцемъ такожъ считался мартъ. Такимъ той мѣсяцъ считался и въ Россіи до 1343 года въ гражданскомъ счисленіи, но въ 1343 году было постановлено считати начальнымъ мѣсяцемъ сентябрь, по примѣду Александрійской церкви; въ концѣ 1699 г. Петръ Великій указомъ опредѣлилъ начинати новый годъ разомъ съ другими европейскими народами, съ января; въ такомъ порядкѣ считаются мѣсяцы въ гражданскомъ счисленіи въ настоящее время. Мартовскій годъ, служачи для опредѣленія дня св. Пасхи, называется обыкновенно пасхальнымъ; онъ продолжалъ и продолжае свое теченіе постоянно, безъ всякой перемѣны. Сентябрьскій годъ сохранился въ церковномъ счисленіи, а про тое и называется церковнымъ. Январскій же годъ, яко употребляемый въ общежитію, носитъ названіе гражданского.


Количество дней въ каждомъ мѣсяцѣ роспредѣляется такъ:

Январь 31 Д.            Май 31 Д.            Сентябрь 30 Д.
Февраль 28 Д. Іюнь 30 Д. Октябрь 31 Д.
Мартъ 31 Д. Іюль 31 Д. Ноябрь 30 Д.
Апрѣль 30 Д. Августъ 31 Д. Декабрь 31 Д.


НАЗВАНІЯ МѢСЯЦЕВЪ.

Общеупотребительный нынѣ названія мѣсяцевъ взяты нами, якъ и всей Европой, отъ римлянъ. Годъ у нихъ начинался съ мѣсяца Марта, якъ по нынѣ начинается у насъ церковный пасхальный годъ.

1-ый мѣсяцъ свой римляне назвали Марсъ, въ честь своего бога войны Марса, считавшогося покровителемъ римского народа.

2-ой — Априлисъ, въ честь богини любви Афродиты.

3-й — въ честь богини Май.

4-й— Іюнь въ честь богини Юноны.

5-й — назывался Квинтилисъ, а потомъ, въ честь Юлія Цезаря, родившогося въ томъ мѣсяцѣ, былъ переименованъ въ Іюлій.

6-й — Секстилисъ, были переименованъ въ честь Императора въ Августъ.

7-й — Септемберъ назывался такъ про тое, что былъ по счету седьмымъ.

8-й — Октоберъ, значить, восьмый.

9-й — Новемберъ — девятый.

10-й — Децемберъ, — значить десятый.

11-й — Януарисъ, въ честь бога Януса.

12-й — Фебруо, въ честь бога мертвыхъ.



СЛАВЯНСКІИ НАЗВАНІЯ МѢСЯЦЕВЪ

ЯНВАРЬ: — Древне-Славянское Просій, Просинецъ; малороссійское Сѣчень; польское Стычень; чешское Леденъ, болгарское Студени, Големи-Сѣчко.

ФЕВРАЛЬ: — Древне-Славянское Сѣчень; хорут. Сѣчанъ; малор. и полек. Лютый; чешское Уноръ; хорватское Свѣчень; болгарское Малкъ — Сѣчко.

МАРТЪ: — Древне-Славянское Сухій; малороссійское Березозолъ; словацкое Бржзенъ; чешское Бржзень; польское Маржецъ; хор. Сушецъ; болг. Лажу.

АПРѢЛЪ: — Древне-Славянское, сербское и болгарское Цвѣтенъ; малор. Квитень; польское Квѣцѣнь; хорватское Травапь; чешское Дубенъ.

МАЙ: — Древне-славянское и малороссійское Травень; хорут. Беликъ Травенъ; болт. Лѣтень; сербское и хорватское Цвѣтѣнь; чешек. Квѣтень.

ІЮНЬ: — Др. Славянское Изокъ; чешское; болгарское и малорос. Червень; польское Червецъ; серб. и хорватское Липань; хорут. Цвѣтень.

ІЮЛЬ: — Древне-Славянское Червень; чешское Червенецъ; малор. и польское Ли- пецъ; хорватское Сернанъ; сербское Жаръ; болг. Горешникъ.

АВГУСТЪ: — Древне-Славянское Заревъ; малор. серб., чешское и польское Серпень; великорусское Зарникъ; хорватское Коловозовъ.

СЕНТЯБРЬ; — Древне-Славянское Зоревъ; хорватское Руень; болг. Брѣсень; чешское Заржи; старо-сербское и малор. Версень; польское Вржесень.

ОКТЯБРЬ: — Древне-Славянское Листопадъ; сербск., бодг., польск., и хорв. Паздзерникъ; малор. Паздерникъ; чешек. Ржіенъ.

НОЯБРЬ; — Древне-Славянское Грудень; хорут., слов., малороссійское, польское, чешское Листопадъ; болгарское Падолистъ, хорв. и сербское Студень.

ДЕКАБРЬ; — Древне-Слав. Студень; малороссійское Грудень; польское. Грудзень; хорв. Просинацъ; чешек. Просинецъ; болгарское Коложегъ.



ДНИ, ВЪ КОТОРЫИ ВОСПРЕЩАЕТСЯ СОВЕРШЕНІЕ БРАКОВЪ.

1. — Наканунѣ среды и пятницы въ протягу всего года.

2. — Наканунѣ воскресныхъ и праздничныхъ дней.

3. — Въ Рождественскій постъ и въ Святки.

4. — Отъ недѣли мясопустной въ протягу Великого поста, Страстной седьмицы и праздника Пасхи до Ѳоминой недѣли.

5. — Въ Петровъ и Успенскій посты.

6. — Наканунѣ и въ день Усѣкновенія главы св. Іоанна Крестителя и Воздвиженія Бреста Господня.



СТЕПЕНИ РОДСТВА, ВЪ КОТОРЫХЪ БРАКИ ВОСПРЕЩАЮТСЯ

Бракъ безусловно воспрещается въ кровномъ родствѣ по прямой линіи (восходящей и нисходящей). — Въ линаяхъ боковыхъ кровного и во всѣхъ видахъ двукровного родства бракъ воспрещается до 4-ой степени включительно. — Въ трехъ кровномъ родствѣ священнослужители можутъ безъ особого розрѣшенія епархіальной власти вѣнчати браки не ближе, якъ только въ 4-ой степени. На браки въ 3ей а часами во 2-ой степени, требуется розрѣшеніе, которое дается только въ случаѣ особой потребы. Въ первой степени трехкровного родства бракъ запрещается безусловно. Въ духовномъ родствѣ бракъ запрещается воспріемникамъ съ воспринятыми и ихъ родичами. Бракъ воспріемника съ воспріемницею (кумовъ межи собою) розрѣшается архіереемъ. Во всѣхъ сомнительныхъ случаяхъ, а такожъ въ той часъ, коли черезъ бракъ (хотяй и въ дозволенныхъ степеняхъ родства) происходитъ смѣщеніе родетвенныхъ наименованій, на бракъ требуется розрѣшеніе епархіального начальства.



ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНІЯ ПАСХИ

Званіе дня празднованія Пасхи мае дуже важное значеніе, такъ якъ всѣ подвижныи праздники и церковныи времена группируются около праздника Пасхи; и если извѣстенъ день празднованія Пасхи, то легко вычислити дни праздниковъ и сроки временъ церковныхъ предшествующихъ и послѣдующихъ Пасхѣ. Такъ называемая Пасхалія и мае своимъ предметомъ опредѣленіе дня празднованія св. Пасхи и зависящихъ отъ него подвижныхъ праздниковъ и временъ церковныхъ. Въ протягу первыхъ двохъ вѣковъ послѣ Рождества Христа не было общого согласія о времени празднованія христіанской Пасхи. Малоазіатскіи церкви праздновали ю разомъ съ жидами и Пасха приходилась въ разныи дни тыждня, что не соотвѣтствовало христіанскому понятію о днѣ Воскресенія Спастителя. Въ Римѣ и другихъ церквахъ Пасха праздновалась не въ одно время съ іудеями, а послѣ полнолунія мартовского и весенняго равноденствія и непремѣнно въ недѣлю. Такое разногласіе было причиною споровъ и пререканій между восточными и западными церквами. Вселенскій Никейскій Соборъ, бывшій въ 325 году, постановилъ; праздновати Пасху, послѣ Пасхи еврейской, въ первый воскресный день за полнолуніемъ, которое буде въ самый день весенняго равноденствія или непосредственно послѣ онаго, но не скорше весенняго равноденствія.



КРАТНОЕ ЗАМѢЧАНІЕ О ПАСХАЛІИ

Церковная Пасхалія есть порядокъ исчисленій, какъ узнавать день святыя Пасхи и всѣ подвижные праздники въ разныя времена года случающіеся. Она уставлена на Никейскомъ первомъ вселенскомъ соборѣ 325 года отъ Р. X.

Теченіе времени раздѣляется на годы, мѣсяцы, недѣли, дни, часы, минуты и секунды.

Годъ есть разстояніе времени, содержащее въ себѣ 12 мѣсяцовъ, дней 365, а въ високосномъ 366.

Високосный годъ по прошествіи трехъ простыхъ годовъ всегда бываетъ четвертый.

Простой годъ состоитъ изъ 52 недѣль и одного дня, високосный изъ 52 недѣль и 2 дней.

Дней въ недѣлѣ или въ седмицѣ седмь; воскресенье, понедѣльникъ, вторникъ, среда, четвертокъ, пятница и суббота.

Лѣта отъ Адама означаютъ исчисленіе времени отъ созданія міра.

Лѣта отъ Христа означаютъ исчисленіе времени отъ Рождества Христова.

Индиктіонъ есть число лѣтъ, состоящее изъ 532, по прошествіи которыхъ круги солнечный и лунный начинаютъ теченіе свое вмѣстѣ первыми годами. — Поелику кругъ солнечный содержитъ въ себѣ 28 лѣтъ, а лунный 19, то чрезъ умноженіе 28 лѣтъ на 19, выйдетъ 532 года.

Индиктъ есть время изъ 15 лѣтъ состоящее. Начинается всегда съ сентября 1 числа. Онъ уставленъ кесарями римскими и раздѣленъ былъ на три пятилѣтія, что-бы отъ подданныхъ своихъ дань брать: въ первое пятилѣтіе, мѣдь и желѣзо, въ второе серебро, въ третье же золото, и сего ради индиктъ изъ 15 лѣтъ состритъ.

Кругъ солнца, есть обращеніе 28-лѣтнее, по прошествіи которыхъ возращается прежній порядокъ вруцѣлѣтнихъ буквъ.

Вруцѣлѣто, есть одна изъ семи буквъ, показывающихъ въ церковномъ мѣсяцословѣ чрезъ весь данный годъ Воскресный день.

Кругъ луны, (иначе называемый златое число) есть обращеніе 19-лѣтнее, по прошествіи которыхъ новолуніе и полнолуніе возвращаются къ тѣмъ же днямъ и часамъ года.

Основаніе, есть число показывающее, сколько дней имѣетъ новорожденная луна въ 1 день марта.

Епакта, есть число солнечнаго марта или апрѣля, означающее 21 день естественныя старости пасхальным луны, или конецъ дней іудейской пасхи.

Буква пасхальная или ключевая показываетъ число дней отъ 21 марта до дня святыя Пасхи. Называется потому ключевая, что содержитъ въ себѣ точное опредѣленіе дня Рождества Христова, Пасхи и другихъ праздниковъ и постовъ; а какъ Пасха никогда не бываетъ прежде 22 марта и позже 25 апрѣля, каковое время составитъ только 35 дней, то по числу россійекихъ буквъ и расположенъ ключь границъ.



ПАСХАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА НА 10 ЛѢТЪ

показывающая въ какіе дни приходится ПАСХА и переходящіе праздники, мясоѣды, посты
съ 1940-го по 1950-й годъ по старому стилю.

ГОДЫ
ОТЪ
РОЖДЕСТВА
ХРИСТОВА
Мясоястіе
передъ
Великимъ
постомъ
Мясопустъ
(мясное
заговѣнье)
Сыропустъ
(сырное
заговѣнье)
ПАСХА
ХРИСТОВА
Преполо-
веніе
Вознесеніе
Господне
Пятиде-
сятница
Петровъ
постъ
Нед. | Дни Нед. | Дни Нед. | Дни Нед. | Дни Нед. | Дни Нед. | Дни Нед. | Дни Нед. | Дни
 
1940 8 1 19 26 15 9 24 3 2 4
1941 6 6 10 17 7 1 16 26 3 5
1942 4 5 24 2 23 16 1 11 5 6
1943 7 4 15 22 12 6 21 31 3
1944 6 3 7 14 3 27 12 2 4 2
1945 9 1 26 5 23 17 1 11 1 3
1946 7 11 18 8 2 17 27 3 4
1947 5 6 3 10 31 24 9 19 4 5
1948 8 5 23 1 19 13 28 7 2
1949 7 3 14 21 11 5 20 30 3 1
1950 5 2 30 6 27 20 5 15 5 2
 


[BACK]