Изъ Недавной Нашой Минувшины

Народно-церковное движеніе, которое загорѣлося въ 1903-мъ году въ Изѣ, маетъ для Карпатской Руси великое значеніе. Долгіи годы народъ молчалъ и терпѣлъ. Его пригнобили всѣми способами. Отобрали у него все, что лишь можно было отобрати. Его «ожебрачили», чтобы зломити его волю для того, чтобы его потомъ легче омадьярити. Интеллигенція не вытерпѣла и поддалася. Она отреклася отъ своего народа и перекинулася къ мадьярскимъ панамъ. Поступила такъ не только свѣтская интеллигенція, но и духовенство, которое жило на селѣ, межи народомъ.

Особенно согрѣшило противъ народа духовенство восточной половины Карпатской Руси, въ ужгородской епархіи. А найгорше повело себе духовенство Мараморыша.

Тому не дивно, что народъ возсталъ на самъ передъ въ Мараморышѣ. Для сего есть еще и другая причина. Въ Мараморышѣ найдолше сохранилася старая вѣра. По правдѣ, тамъ народъ николи не принялъ уніи. Только священники були уніатскіи. Народъ ихъ терпѣлъ, бо не було другихъ. Не осталося ни одного православного священника. Розумныи уніатскіи священники народа не дразнили. Они не мѣняли старого восточного обряда и не мѣняли молитвъ. Но такихъ священниковъ було все меньше и меньше. А подъ конецъ ихъ совсѣмъ не стало. Остались только еще такіи, который були русскими въ душѣ, но ничого не смѣли робити, бо боялися. Не смѣли наветъ говорити по русски со своими родными дѣтьми.

Послѣдній открытый борецъ за русскость и за сохраненіе старой вѣры и обряда въ уніи булъ отецъ Раковскій, умершій въ 1882 году. Онъ булъ священникомъ въ Изѣ, и его заслуга, что Иза такъ крѣпко стояла за Русь и за вѣру. Двадцать лѣтъ по его смерти Иза стрясла съ себе ярмо мадьяроновъ и латыняковъ и пошла на мученія.

По Раковскомъ остались еще уніатскіи священники, который були русскими въ душѣ. Такимъ булъ о. Стефанъ Бачинскій въ Ясенью. Коли народъ началъ борьбу, Бачинскій побоялся самъ приняти участіе въ борьбѣ. Но онъ найшолъ чоловѣка изъ народа, своего парафіянина Александра Кабалюка, которого онъ познакомилъ съ Алексіемъ Геровскимъ для того, чтобы дати борющемуся народу помочь. Выборъ отца Бачинского булъ дуже добрый. Имя Кабалюка вошло въ исторію Карпатской Руси.

До теперь нигде еще не було описано, откуда взялся Кабалюкъ и о томъ, что его найшолъ отецъ Бачинскій.

Мы первый помѣщаемъ въ нашемъ календаре статью д-ра А. Ю. Геровского, который послалъ Кабалюка въ Россію, познакомившись съ нимъ черезъ отца Бачинского.

конец

[BACK]