Ста Сорока Лѣтіе Православной Церкви Вь Америкѣ

Начало Православному Христіанству въ Америкѣ положено было въ 1750 годахъ торговыми людьми: купцомъ Іоанномъ Глотовымъ и казакомъ Адріаномъ Толстыхъ, а съ 170-хъ годовъ—купцомъ Шелеховымъ. За неимѣніемъ священниковъ они сами крестили туземцевъ на Алеутскихъ островахъ и на Аляскѣ. Въ 1794 г. прибыла духовная миссія изъ Валаамскихъ монаховъ подъ руководствомъ архим. Іоасафа Болотова. Ихъ трудами и стало насаждаться и расширяться Православіе въ бывшихъ русскихъ Сѣверо-Американскихъ владѣніяхъ, на Алеутскихъ островахъ и Аляскѣ, среди полудикихъ Алеутовъ, Эскимосовъ, Колошей и другихъ племенъ; ими была построена на островѣ Кодьякѣ въ 1794 году и первая Русская церковь. Въ 1799 году первый миссюнеръ—Іоасафъ былъ посвященъ въ епископа въ г. Иркутскѣ съ титуломъ «Кодьякскаго и Американскаго». Но онъ потонулъ въ океанѣ на обратномъ пути въ Америку. Въ 1804 г. былъ основанъ фортъ и городъ Нов. Архангельскъ (нынѣ—Ситка) на островѣ Ситка, именуемомъ нынѣ Baranof Island,—въ честь Александра Андреевича Баранова, бывшаго губернатора Русской Америки, основателя ея столицы—Нов. Архангельска и создателя въ немъ храма Св. Архангела Михаила, сохранившаяся до нашихъ дней. При немъ этотъ городъ и край процвѣтали.

Въ 1812 году русскіе торгово-промышленники, въ сопровожденіи военной охраны, пробираясь изъ Аляски на югъ, вдоль Тихоокеанскаго побережья, проникаютъ въ Калифорнію и поселяются здѣсь, въ устьѣ названной ими Славянской рѣки (именуемой нынѣ Руссіанъ Риверъ) и сооружаютъ здѣсь фортъ (Фортъ Россъ) и строятъ церковь, которая сохранилась и по сей день, благодаря заботамъ о ней Калифорнійскаго Историческаго Общества и въ которой и теперь, но только, однажды въ годъ, въ день празднованія Независимости 4-го Іюля, совершается торжественное православное Богослуженіе русскимъ духовенствомъ изъ г. Санъ Франциско.

Направляясь далѣе на югъ наши отважные соотечественники, попавъ въ Санъ Франциско (въ то время небольшой Испанскій городокъ съ фортомъ для защиты отъ возможныхъ набѣловъ индейцевъ и съ Миссіей монашескаго ордена Св. Франциска), очутилась въ Испанскихъ владѣніяхъ и завязали съ Испанцами торговыя сношенія. Руссіань Холлъ въ Санъ Франциско напоминаетъ намъ о пребываніи здѣсь русскихъ предпринимателей въ тѣ времена.

priest

Въ 1823 году молодой священникъ Іоаннъ Вешаминовъ, окончившій Иркутскую духовную семинарію, отправился на островъ Уналашку для христіанской проповѣди. Здѣсь онъ пробылъ десять лѣтъ, терпѣливо перенося труды и лишенія всякого рода, изучалъ нравы, обычаи и суевѣрія Алеутовъ и въ такой степени усвоилъ Алеутскій языкъ, что перевелъ на этотъ языкъ евангеліе, катіхизись и повседневныяя молитвы, построилъ храмъ и школу при немъ. Затѣмъ въ 1834 году онъ переселился на островъ Ситку и здѣсь, изучивъ языкъ колошей, проповѣдывалъ имъ Христову вѣру; въ 1839 году овдовѣлъ, принялъ монашество съ именемъ Иннокентия и въ 1840 году онь былъ посвященъ въ епископа съ титуломъ «Камчатскаго, Курильскаго и Алеутскаго». Ситка была его кафедральнымъ градомъ. Здѣсь онъ открылъ духовную семинарію для подготовленія священниковъ изъ мѣстныхъ уроженцевъ. Нынѣ она не существуетъ. Такъ неутомимо и плодотворно трудился знаменитый русскій миссюнеръ 19-го столѣтія епископъ Иннокентій въ юго-восточной Аляскѣ до 1853 года, когда онъ былъ переведенъ на Якутскую кафедру съ возведеніемъ его въ санъ Архіепископа. Его-то трудами и была организована Алеутская епархія. Въ 1867 году, передъ самой продажей Аляски и Алеутскихъ острововъ Соединеннымъ Штатамъ, Иннокентий, Архіепископъ Якутскій, былъ возведенъ, послѣ знаменитаго М. М. Филарета, въ санъ Митрополита Московского. Въ качествѣ эксперта участвовалъ въ переговорахъ о продажѣ, защищая церковные интересы, а также неприкосновенность движимаго и недвижимаго имущества юной Алеутской епархіи. Митрополитъ Иннокентій извѣстенъ въ исторіи русской церкви подъ именемъ ПРОСВѢТИТЕЛЯ АЛЕУТОВЪ. Его великое имя и по нынѣ съ благоговѣніемъ произносится на Аляскѣ и Алеутскихъ островахъ. Умеръ святитель въ Москве въ 1879 году.

Въ 1859 году Архимандитъ Петръ, ректоръ Ситкинской духовной семинаріи, былъ посвященъ въ епископа, съ титуломъ «Алеутскаго».

Въ 1867, при замѣстителѣ епископа Петра, епископѣ Павлѣ, съ переходомъ Аляски и Алеутскихъ острововъ, во владѣніе Соединенныхъ Штатовъ, епархія эта оказалась за предѣлами Россіи и получила наименованіе «Алеутской и Аляскинской».

Послѣдующіе епископы съ титуломъ Алеутскаго и Аляскинскаго были: — Павелъ, 1867—1870; Іоаннъ, 1870-1879, строитель Кафедральнаго Собора въ Санъ Франциско Несторъ, 1879—1882, въ мірѣ баронъ фонъ Циглеръ, бывшей морской офицеръ, погибъ въ морѣ при объеѣздѣ епархіи.

Въ 1883 г. въ Америку прибылъ Владыка Владиміръ. При немъ начался разцвѣтъ Православія и Русскости, не прекращающейся и по сіе время. Въ то же время, тысячи русскихъ людей выѣзжали изъ Галицкой и Карпатской Руси въ Америку, въ поискахъ счастья, обезпеченія и лучшей доли. Селясь, по преимуществу группами, на первыя свои трудовымъ потомъ заработанныя деньги, они ставили въ центрѣ своихъ поселеный—церкви. Церкви эти были уніатскія. Но любовь въ русскости и передаваемая изь рода въ родъ, оть отцовъ къ дѣтямъ, заповѣдь, что нѣкогда ихъ предки были православными—влекли ихъ сердца къ Святому Православію и роднымъ братьямъ— русскимъ людямъ, выходцамъ изъ Россіи.

И всталъ великій мужъ, крѣпкій тѣломъ и духомъ приснопамятный о. Алексій Товтъ, настоятель Миннеаполиской церкви и 25-го Марта 1891 г., вмѣстѣ со всѣмъ приходомъ, перешелъ въ Православную юриздикцію.

Незабываемая историческая дата! Неисчислимыя благія послѣдствія. Ибо съ этого времени широкою волною полилось Православіе по всей Америкѣ,—одинъ за другимъ загорались свѣточи Православія: въ Вилкесъ-Барре, Аллегини, Питтсбургѣ, Осцеола, Чикаго, Шептонъ, Бриджпортъ, Ансонія, Кливландъ, Боффало и др.

Вмѣстѣ съ Православіемъ, укрѣпился и национальный русскій духъ. Многому въ обоихъ этихъ направленіяхъ мы обязаны, основанному въ 1895 году, по предложенію о. А. Товта «Русскому Православному Обществу Взаимопомощи».

Итакъ, «Господу поспѣшствующу», начавъ съ острововъ Аляски и туземнаго населенія, вліяніе Православной церкви и Русскости, распространилось по всѣмъ штатамъ Америки и Канады. Въ дебряхъ канадскихъ степей, въ глухихъ рудокопскихъ поселкахъ, на фармахъ, въ дымныхъ, большихъ и малыхъ городахъ,—выросли сотни Православныхъ храмовъ; при нихъ—школы, читальни, пѣвческія организаціи, Братства, Сеспроч. и проч.

При Владыкѣ Николаѣ (1891-1897) возникло 13 новыхъ приходовъ. При управленіи Преосвящ. Владыкѣ Тихонѣ (1898-1907) впослѣдствіи Патріархъ Всея Руси, 32 новые приходы были основаны, съ 1900 года каѳедра именоваться «Алеутской и Сѣверо-Американской», въ Ситку былъ назначенъ Викарный епископъ Иннокентій, а въ Бруклинъ епископъ Рафаилъ для Сиро-арабовъ. Въ 1905 году епископъ Тихонъ переносить каѳедру епархіи изъ Санъ-Франциско въ Нью Іоркъ и въ 1906 году возводится въ санъ Архіепископа; въ 1907 году онъ перевоводится на службу въ Россію и на его мѣсто назначается Архіепископъ Платонѣ.

При Владыкѣ Платонѣ (1907—1914) 72 приходы были основаны. При Вл. Евдокимѣ (1914—1917) 44 прихода. Іюля русская православная крѣпость, общество «Соединеніе Русскихъ Православныхъ Братствъ въ Америкѣ». Организація эта хотя основанна послѣ другихъ организацій, она при активномъ содѣйствіи руководствѣ нашихъ православныхъ Іереевъ, уроженцевъ и потомковъ сыновъ подъ Карпатья, о.о. Левканика, Перхача, Шлепецкаро, Янчишина, Стефанка, Тидика и другихъ отцевъ и идейнихъ мірянъ, выросла равномѣрно и развиласся въ могучую русскую православную крѣпость и нынѣ въ 20 лѣтіе своего существованія занимаетъ почтенное мѣсто между русскими братскими организаціями.

Преосвящ. Алексѣй, Епископъ Аляскинскійй

При Владыкахъ—Александръ (1918 - 1921) и вторичномъ служеніи Владыки Платона уже въ санѣ Митрополита (1922 - 1934) все болѣе расширялася Американская Православная Русь. Этотъ духовный прогрессъ потребовалъ раздѣленія епархіи на Викаріатства и теперь въ большихъ центрахъ есть каѳедра викарныхъ Епископовъ: въ Санъ-Франциско—Высокопреосвящ. Вл. Ѳеофила, въ Монтреалѣ—Вл. Арсенія, въ Ситкѣ—Вл. Алексѣя, въ Чикаго—Вл. Леонтія, въ Балтиморѣ—Вл. Антонина и въ Питтсбургѣ—Вл. Веніамина. Въ Нью Іоркѣ живетъ еще Вл. Адамъ, въ Бруклинѣ есть каѳедра для Сиро-арабскаго епископа, въ Нью Іоркѣ—Греческаго Архіепископа Аѳинагораса, въ Чикаго—Сербскаго Еп. Мардарія. Пребываютъ въ Нью Іоркѣ и архіепископы т. з. Карловацкой Юриздикціи—Вл. Виталій и Вл. Тихонъ, какъ тоже и экзархъ Московская Митрополита Сергія—Арх. Веніаминъ.

Это сухое и конспективное перечисленіе фактовъ отъ начала и до нашихъ дней, развитія Православія и Русскости въ Америкѣ, за ста сорокъ лѣтный періодъ времени, даетъ только частицу всей жизни и трудовъ русскаго народа и Православной Церкви въ Америкѣ.

Пусть читатель этихъ фактовъ представитъ умственно, что за голыми фактами и цыфрами есть несправненно большее, нами несказанное:—жизнь, борьба, страданія, стремленіе къ идеалу, духовное возрожденіе и стремленіе къ Совершенству. И пусть каждый видитъ, какъ незримое Око Божіе и милосердная десница Божія, ни на одну минуту не оставили всѣхъ вѣрующихъ и Православную Церковь и возводили насъ отъ малаго къ великому. Тысячи вѣрующихъ мірянь, десятки священниковъ и нѣсколько Епископовъ, исполнивъ свой долгъ служенія Богу и народу, мирно покоятся въ землѣ сырой. Не забудемъ же ихъ, но чтимъ этихъ своихъ упокоившихся труженниковъ. Мы, молодая отрасль въ Русской Православной Церкви, волею Господнею поставленная блюсти Христовы Завѣты въ Америкѣ, имѣемъ передъ собою образцы вѣрности служенія Богу «даже и до смерти»: это два наши Святителя, Владыки Іоасафъ и Несторъ, мученически умершіе въ водахъ океана.

Въ 1933 году почили три наши Архипастыря:-—Вл. Амфилохій, епископъ Аляскинскій, Вл. Павелъ, епископъ Чикагскій и Сиро-Арабскій Вл. Эмануилъ, епископъ Бруклинскій. Умерли въ этомъ самомъ году тоже и проживающіе въ Америкѣ Архіепископъ Аполлинарій и отъшедшій въ унію бывшій Питтсбургскій епископъ Стефанъ.

Но особенною скорбію потрясена была вся Американская Русь, когда дня 20-го Апрѣля, 1934 г. упокоился о Господѣ глава нашей Епархіи, духовный вождь Православной Американской и Канадской Руси Высокопреосвященнѣйшій Платонъ, Митрополитъ всея Америки и Канады.

Владыка Митрополитъ былъ 47 лѣтъ въ свяшенномъ санѣ и изъ нихъ—32 года въ санѣ Архіерея. Вотъ красочные этапы нашего упокоившегося Вождя: Инспекторъ Кіевской Духовной Академій, Епископъ Чигиринскій и ректоръ Кіевской Академій, членъ Государственной Думы, Архіепископъ Алеутскій и Сѣверо-Американскій, Экзархъ Грузіи. Возведеніе въ санъ Митрополита, Вторичное служеніе въ Америкѣ.

Съ именемъ Владыки Митрополита Платона связано полное благоустройство нашей Епархіи: онъ создалъ Нормальный Уставъ Епархіи; открылъ Духовную Семинарію, учредилъ Эмигрантскій Домъ; удвоилъ число приходовъ; во второе свое служеніе умиротворилъ и дисциплинировалъ Епархію. Всѣ свои духовныя дарованія онъ отдалъ Американской Православной Руси. Тѣло Владыки Платона въ могилѣ, въ землѣ Св.-Тихоновской Обители, но духъ его съ нами! И онъ никогда не умретъ! Свѣтлая и благодарная память о немъ будетъ передаваться изъ рода въ родъ.

Теперь Сѣверо-Американской Православной Русской Цер- (missing text) 18-го, 1915 года была основанна въ Монессенѣ и вторая наша ковью управляетъ Высокопреосвященнѣйшій Ѳеофилъ, Митрополитъ Всей Америки и Канады, Архіепископъ Санъ-Францисковскій. Къ началу 1935 года, общее количество приходовъ Православной Церкви въ Сѣверной Америкѣ, Канадѣ и Аляскѣ, опредѣляется такъ: 379 Русскихъ церквей, 153 Греческихъ церквей, 34 Румынскихъ церквей, 30 Сирійскихъ церквей, 17 Сербскихъ церквей, 9 Албанскихъ церквей и 4 Болгарскихъ церквей—всѣхъ 626 церквей съ 500,000 вѣрующихъ.

Сотни тысячъ старшаго и младшаго поколѣнія, вѣрныхъ чадъ Русской Православной Церкви въ Америкѣ, сохраняютъ все великое достояніе Православія и Русскости, переданное намъ, и безтрепетно, съ твердою вѣрою въ Бога, понесутъ въ грядущее Свѣтъ Христовъ, просвѣщающій всѣхъ. «Азъ».

«Азъ».

heads

bishops


[BACK]