Русское Православное Каѳолическое Общество Взаимопомощи

Въ Апрѣлѣ мѣсяцѣ текущаго, 1933 года, Обществу Взаимопомощи минетъ 38 лѣтъ. Черезъ 2 года оно будетъ праздновать 40-лѣтній юбилей. За 38 лѣтъ, какъ въ калейдоскопѣ, проходили событія, мѣнялись обстоятельства, постоянно приходили смѣны, переводилась переоцѣнка цѣнностей. Спросите тѣхъ, которые жили 38 лѣтъ тому назадъ, какія громадныя разницы съ настоящимъ временемъ, какія смѣны и какая перемѣна понятій. Вели бы человѣкъ не проживалъ этихъ смѣнъ и явился здѣсь, пробывъ столько лѣтъ далеко отъ культуры, книгъ и газетъ, онъ просто не могъ бы понять, какъ міръ пошелъ впередъ по пути прогресса.

Павелъ М. Дзвончикъ, Paul Dzwonczyk
Павелъ М. Дзвончикъ,.
Председатель Р. П. К. О. Вз—щи.



Въ Обществѣ Взаимопомощи, однако, за тѣхъ 38 лѣтъ существованія не было существенныхъ отступленій отъ первоначальныхъ цѣлей. Изъ организаторовъ и первыхъ членовъ Общества Взаимопомощи остались не многіе, но организація все-таки осталась взаимопомощью, все-таки осталась православною, какъ постановили въ самомъ началѣ организаторы. Перемѣняли уставъ, перемѣняли нѣсколько разовъ чартеръ, измѣняя и добавляя къ нему разного рода смѣны, избирали новыхъ чиновниковъ, приступали новые члены, постепенно здѣсь рожденная молодежь беретъ въ свои руки руководительство по братствамъ, но организація всегда вѣрна своимъ первоначальнымъ идеаламъ и они не будутъ смѣнены такъ долго, какъ долго будетъ существовать организація.

И неудивительно.

Православные русскіе люди принялись за организацію Общества Взаимопомощи не по той причинѣ, что ихъ желаніемъ было вредить другимъ подобнымъ организаціямъ. Они сдѣлали это въ цѣли самосохраненія. Ихъ преслѣдовали вездѣ: не пускали на конвенціи, хотя были избраны делегатами, преслѣдовали по братствамъ, относились къ нимъ съ презрѣніемъ, какъ къ измѣнникамъ. Приходилось имъ или оставить православную вѣру, или терпѣть униженія и преслѣдованія отъ своихъ же заблуждающихся братьевъ. Избрали они одинокій для нихъ путь: организовали свою православную организацію и уставомъ опредѣлили, что членами могутъ быть только православные люди.

Иванъ Рѣшетарь, John Reshetar
Иванъ Рѣшетарь,
Вице-Предсѣдатель Общества.



Съ ростомъ православія росла и организація.

Общество Взаимопомощи не только было православнымъ, оно было розсадникомъ православія посредствомъ своего органа газеты “Свѣтъ” и посредствомъ своихъ членовъ. Тамъ, гдѣ организовалось братство, призывали позднѣе православнаго священника и строили церкви. Недавно еще всѣми гонимые стали апостолами православія. Церковь и организація дополняли другъ друга. Лидеры церкви были лидерами организаціи, Общество Взаимопомощи давало помощь православнымъ церквами, а церкви въ своемъ собственномъ интересѣ помагали Обществу Взаимопомощи.

Иванъ Пивоварникъ, John Pivovarnik
Иванъ П. Пивоварникъ,,
Секретарь Р. П. К. Общества Вз—щи.



Со временемъ отношенія немного охладились. Организація, по экономическимъ соображеніямъ, прекратила выдачу вспомоществованія на церкви, считая эту помощь излишней, когда православіе окрѣпло. До нѣкоторой степени болѣе холодно относилось къ организаціи и духовенство. Причиною бы ло всеобщее броженіе, вызванное безпорядками въ Россіи. Но все таки организація не отступала отъ своихъ первоначальныхъ идей и даже вопреки своимъ собственнымъ интересамъ не пошла на уступки и принимаетъ въ члены только православныхъ людей, хотя устраненіемъ того ограниченія могла бы увеличить число своихъ членовъ.

Иванъ О. Репа, John O. Repa
Иванъ 0. Репа,,
Кассиръ Р. П. К. Общества Вз—щи.



Петаръ Стапай, Peter Stapay

Къ чести американской православной молодежи слѣдуетъ отмѣтить, что она вполнѣ одобряетъ православное направленіе Общества Взаимопомощи. На послѣдней конвенціи почти половина делегатовъ состояла изъ здѣсь рожденной православной русской молодежи, но когда предложено было принимать въ члены и уніатовъ, съ цѣлью увеличить организацію и постепенно привлечь ихъ къ православію предложеніе было откинуто именно голосами этой молодежи.

Василій Пелешъ, Wasilj Pelish

И къ чести молодежи да будетъ сказано, что она не хуже своихъ отцовъ, піонеровъ и организаторовъ Общества Взаимопомощи, принимаетъ къ сердцу дѣла своей организаціи. Въ молодежи будущность организаціи. Будущность нашей организаціи представляется свѣтлою именно по той причинѣ, что молодежь съ сознаніемъ идетъ слѣдами своихъ отцовъ и при всей своей прогрессивности и модерности не желаетъ смѣнять главныхъ основаній организаціи.




Controllers, John Adamiak, George Bobalko, Onofry Tier, Іоаннъ Адамякъ, Георгій Бобалко, Онуфрій Тхиръ


Если еще отношенія между Обществомъ Взаимопомощи и православнымъ духовенствомъ улучшатся, возвратятся старые времена, когда обѣ стороны другъ другу всѣми силами помагали, тогда отъ этого выиграетъ не только организація, но такъ само и православная церковь и ея служители. Всякій раздоръ приноситъ непоправимый вредъ. И сегодня раздоръ желателенъ только врагамъ православія. Вражда, хотя бы тихая, всегда приносить вредъ враждующимъ. Кооперація можетъ принести неоцѣнимую пользу и церкви и организаціи.

И слѣдовало бы пожелать, чтобы возвратились эти хорошія времена, когда для обороны передъ врагами всѣ лучшія силы сплотились для достиженія прекрасныхъ цѣлей, плоды которыхъ пожинаютъ всѣ.

Правда, Общество Взаимопомощи сегодня экономически лучше стоить, какъ когда либо передъ тѣмъ. Правда и то, что сегодня и вражда къ нему не въ состояніи подорвать довѣрія людей, которые въ продолженіи 38 лѣтъ узнали съ точностью, что ихъ организація на дѣлѣ взаимною помощью. Но какъ сказано уже, вражда никогда не приносила пользы и не принесетъ и всегда лучше помогать другъ другу, чѣмъ вредить. И будемъ надѣяться, что сознаніе этой истины будетъ руководить всѣми для общей пользы.




ROCMAS Headquarters
Собственный Домъ Общества въ Вилкесъ-Барре, Па.

(Names occurring in this article: John Adamiak, George Bobalko, Pavel Dzwonczyk, Vasilij Pelish, John Pivovarnik, John Osipovich Repa, Peter Stapay, Onofry Tier)


[BACK]