РОБОТА МИНУВШЕЙ СВѢTОВОЙ ВОЙНЫ.

Минувшая свѣтовая война, якъ извѣстно, освободила изъ швабско-австрійского ярма милліоны славянъ. Съ политическою свободою возгорѣлось и желаніе свободы религійной. Найбольшими ревнителями въ семъ показали себе наши русскіи братья въ Карпатской Руси.

Майже въ той часъ начала думати о семъ, властиво въ 1922 году, и сознательная частина Моравскихъ чеховъ. Сотки священниковъ начали требовати отъ Папы римского не только богослуженія на славянскомъ языку, но и дозволенія женитьбы священства. Коли папскій Римъ и на сей разъ началъ дивитись на сіи справедливыи требованія свободныхъ братьевъ Чеховъ, якъ и попередно, послѣдніи отдѣлились отъ него и основали свою національную Чешскую Церковь.

Въ тую хвилю якъ разъ ѣздилъ черезъ Чехію (въ Карпатскую Русь) православный Сербскій Владыка Досифей. Онъ то и былъ новымъ Меѳодіемъ для нынѣшнихъ братьевъ чеховъ. Дознавшись о томъ, що отдѣлившіися отъ Папы чешскіи христіане представляютъ собою значную силу, що они скликуютъ спеціальныи съѣзды для организаціи своего нового дѣла, онъ (Владыка Досифей) смѣло явился до нихъ и поддержалъ ихъ добрыи намѣренія своимъ участіемъ и совѣтами. На одномъ изъ такихъ съѣздовъ, отбившемся въ 1921 году, духовенство и міряне выбрали администраторомъ новой церкви о. М. Павлика, который еще за часовъ Австріи издавалъ часопись «Право Народа».

На другомъ Съѣздѣ (9 Ледна 1921 г.) ухвалено было приняти православный Никео-Цареградскій Символъ Вѣры и правила 7-ми Вселенскихъ Соборовъ. На съѣздѣ 28 и 29 Серпня 1921 г. (въ Прагѣ)), принятый былъ православный уставъ чешскою церковью. Урядова назва церкви: «Чешско-Словенска Церковь Православна». На семъ же съѣздѣ ухвалено было присоединитись до Восточной Православной Церкви. А въ мѣсяцу Зари 1921 года, послѣ доклада Владыкой Досифеемъ Сербскому Патріарху о великомъ движеніи чеховъ до Кирилло-Мефодіескихъ идеаловъ, администраторъ о. М. Павликъ телеграммой покликаный былъ до Сремскихъ Карловецъ на Сербской Архіерейскій Соборъ, который и ухвалилъ доразъ возвести о. Павлика въ санъ Епископа Моравско-Шлезского, съ кафедрой въ г. Оломуцѣ. Хиротонія о. Павлика отбылась въ Бѣлградскомъ кафедральномъ соборѣ дня 25 Зари 1921 г. Кромѣ патріарха Сербского Димитрія, въ хиротоніи участвовали Сербскіи Православныи Владыки и русскій Кіевскій Митрополитъ Антоній.

Передъ хиротоніей, при постриженіи въ монахи (21 зари 1921 г.), о. Павликъ досталъ имено ГОРАЗДЪ. То на памятку о первомъ епископѣ Гораздѣ, ученикѣ Кирилла и Меѳодія, при которомъ папское латинство силою знищило православіе въ Моравіи. На хиротоніи Влад. Горазда въ Бѣлградъ ѣздило многочисленное чешское посольство, въ числѣ которого, яко представитель православныхъ Карпатской Руси, былъ о. Богатырецъ.

Профессоръ Колумбійского (въ Нью Іоркѣ) университета, именитый православный сербъ Михаилъ Пупинъ, прислалъ въ дарунокъ Владыкѣ Горазду прекрасный серебряный архіерейскій жезъ. Столичный Сербскій городъ Вѣлградъ подаровалъ Владыкѣ нагрудный крестъ. Населеніе города Ниша, где мае кафедру Владыка Досифей, такожь подаровало Владыкѣ Горазду нагрудный крестъ съ украшеніаями. Вѣлградскіи богатыи православный сербкини, во главѣ съ супругой премьера Пашича, подаровали Владыкѣ Горазду папагію съ надписью: «Сестры сербскіи изъ Бѣлграда — брату чеху изъ Моравіи, бискупу Горазду».

Съ необычайною широстью привитала Владыку Горазда и великая русская колонія Бѣлграда, для которой онъ нарокомъ отслужилъ архіерейскую литургію.

ЗНАЧЕНІЕ ТРУДОВЪ ВЛАДЫКИ ГОРАЗДА.

Мы говорили, что Православіе въ Чехіи сослужить великую службу Православію въ Карпатской Руси. То про тое, что до нынѣ маеткова сторона православія (якъ въ Карпатской Руси, такъ и въ Чехіи) въ Чехословенской республикѣ не признана закономъ, бо оно явленіе недавнее. По той же причинѣ часто бываютъ непорозумѣнія межи населеніемъ тѣхъ селеній, частица которого переходитъ въ православіе.

Въ селѣ Бехеровѣ (Шаришской жупы), наприм., при православію тримаютъ близко 100 фамелій, а при «уніи» только 13 фамелій, не взираючи на сіе, церковью владѣютъ (по препису мадьярского закона) тѣ 13 уніатскихъ, а не 100 православныхъ фамелій. То самое происходитъ и въ Чехіи и Моравіи межи чешскимъ православнымъ и латинскимъ населеніемъ.

Для упорядкованія сего до парламенту внесены уже просьбы отъ православныхъ сторонъ, объ уравненіи православія передъ закономъ съ другими вѣрами (уніей и католичествомъ). Тутъ-то и окаже значну помощь православію въ Карпатской Руси православіе чехо-словенское. Правительство полагае отдѣлити церковь отъ государства, послѣ чего всѣ вѣры будутъ уравнены передъ закономъ.

OrthoSpacerBig

[BACK]