ПОРЯДОКЪ ВОСКРЕСНЫХЪ ЛИТУРГІЙНЫХЪ
ЕВАНГЕЛЬСКИХЪ ЧТЕНІЙ.

Пасхальныи роки начинаются отъ недѣли Мытаря и Фарисея, и, согласно числу седьмицъ отъ одной Пасхи до другой, бываютъ въ 50—51 и 55 смедмицъ. Въ Евангеліи же указаны чтенія только для 50 седьмицъ, а именно: 4 подготовительныхъ къ посту недѣли (мытаря, блудного, мясопустная и сыропустная), 6 недѣль великого поста (включаючи и недѣлю Вій), 8 недѣль отъ Пасхи до Пятидесятницы и 32 недѣли по Пятидесятницѣ. Съ недѣли же 33-ой указаны евангельскіи чтенія уже слѣдующого пасхального рока (т. е. недѣли мытаря и т. д.). Недостающiи 5 недѣль при самой большой отступкѣ восполняются чтеніемъ Евангелій изъ тѣхъ недѣль, которыи придутся передъ Рождествомъ и по Рождествѣ, предъ Просвѣщеніемъ (Крещеніемъ) и по Просвѣщеніи и, наконецъ, повтореніемъ Евангелія недѣли 17 (Мат. зач. 62) о женѣ Хананейской. При семъ, повтореніе сего евангельского чтенія бывае за 2 недѣли до недѣли мытаря. Въ послѣднюю же недѣлю передъ недѣлею мытаря и фарисея читается евангельское повѣствованіе о наверненіи Закхея (Лук. зач. 49), якъ тоже мающее отношеніе до обращенія заблудшого рода человѣческого и оканчивающееся словами покаянного характера; пріиде бо Сынъ Человѣчъ взыскати и спасти погибшого». Потомъ, въ правильности роспредѣленiя евангельскихъ чтеній, якъ въ нынѣшнемъ, такъ, вообще, и въ каждомъ року треба приняти во вниманіе Евангеліе, читаемое въ недѣлю 28 и въ недѣлю Праотецъ (Лук. зач. 76). Тая недѣля праотецъ, смотря по времени Пасхи, выпадае на недѣли по Пятидесятницѣ: 26-ю, 27-ю, 28-ю, 29-ю, 30-ю и 31-ю, такъ что въ недѣлю 28-ю, если съ нею не сойдется недѣля праотецъ, читается уже св. Евангеліе и Апостолъ изъ той недѣли (26, 27, 28, 29, 30 или 31), которая буде недѣлею праотецъ. О недѣлѣ праотецъ въ Тиликонѣ есть такое замѣчаніе: «Блюди недѣлю праотецъ, въ кое число прилучится, аще и прежде недѣли 28, или послѣжде. И на литургіи Евангеліе чти недѣли 28 отъ Луки зач. 76: «Человѣкъ нѣкій сотвори вечерю», непремѣнно едино. А въ недѣлю 28-ю чти рядовое, кое прилучится иныя недѣли» (Типик. посл. 2 дек.). Смыселъ сего замѣчанія такій: въ недѣлю праотецъ непремѣнно треба читати Евангеліе «О ВЕЧЕРИ» (Лук. 76), яко мающее отношеніе до Праздника Рождества Христова, притомъ, лишь одно тое Евангеліе, а рядовое не читается.



[BACK]