Патріархъ Тихонь И Русская Православная Церковь

Каждому русскому православному человѣку давно извѣстно, что Патріархъ ТИХОНЬ, первый патріархъ Русской Православной Церкви послѣ Петровского синодального времени — свѣтлѣйшая личность во всѣхъ обставинахъ.

Послѣ успѣшной семи-лѣтней православно-миссіонерской роботы въ предѣдахъ Соед. Штатовъ, Аляски и Канады, опъ, въ 1907 року, въ санѣ Архіепископа, былъ назначеный на старинную Архіепископію — Ярославскую, где правдиво по отцовски прослужилъ около б лѣтъ. Еще въ тую хвилю о немъ зроблено было такое пророчество покойнымъ Митрополитомъ Кіевскимъ ФЛАВІАНОМЪ, съ которымъ Владыка Тихонъ прослужилъ первый роки своего епископства въ Холмско-Варшавской Архіепископіи: «Если коли нибудь будутъ выбирати Патріарха, то лучшого якъ онъ (Тихонъ) никого не выберутъ»..

Изъ Ярославля Владыка Тихонъ переведеный былъ близко до мѣста первоначальной своей службы (Холма) — на архіепископію Виленскую. Въ 1915 року, коли нѣмцы наступали на Варшаву и предѣлы Вильны, Владыка Тихонъ покинулъ Вильну и переѣхалъ до Москвы. Щирая любовь и правдиво-отцовское обхожденіе со всѣми въ Москвѣ такъ полюбились москвичамъ, что коли тогдашній митрополитъ Макарій удаленый былъ изъ Московской митрополіи, они ВЫБРАЛИ Владыку ТИХОНА своимъ законнымъ митрополитомъ.

Съ того часу надъ нимъ начало исполнятись пророчество Митрополита Флавіана.

PatriarchPhoto
ПАТРІАРХЪ ВСЕРОССІЙСКІЙ ТИХОНЪ,
арестованный большевиками за защиту церковныхъ святынь


Въ 1917 року, послѣ политической русской революціи, въ Москвѣ отбылся первый Соборъ Русской Церкви за 200 лѣтъ, на которомъ Владыка Тихонъ «чудомъ Божіимъ» выбраный былъ въ патріархи Русской церкви. Законными кандидатами выбраны были, кромѣ Владыки Тихона, еще митрополита Кіевскій Антоній (Храповицкій), ученнѣйшій іерархъ русской церкви, и Новгородскій митрополитъ Арсеній.

Не взираючи на то, что Владыка Тихонъ былъ 3-мъ кандидатомъ, коли 3жребія съ именами сихъ кандидатовъ были положены въ нарокомъ приготовленную для сего урну, а потомъ, послѣ богослуженія, изъ неи поручено было іеромонаху-затворнику Алексію вытягнути одинъ изъ жребіевъ, вытягнутымъ оказался жребій съ именемъ митрополита Московского Тихона.

Соборъ церковный выбралъ 3-хъ митрополитовъ въ кандидаты на патріаршество — РОЗУМНѢЙШОГО (Антонія), СИЛЬНѢЙШОГО (Арсенія) и ДОБРѢЙШОГО (Тихона), и Господу угодно было, чтобы Патріархомъ осталъ ДОБРѢЙШІЙ ТИХОНЪ;

То было якъ разъ при началѣ панованія пресловутого БОЛЬШЕВИЗМА, съ которымъ Патріархъ Тихонъ, не взираючи на свою ДОБРОТУ, присиленый былъ вступити въ открытую борьбу. О сей смѣлой и славной борьбѣ его мы подробно сообщали въ календарю на 1921 рокъ (смотри стор. 136—137).

Позаякъ большевики до безконечности начали издѣватись надъ православною церковью и вѣрою православно-русского народа, Патріархъ Тихонъ безбоязненно предалъ ихъ анаѳемѣ и отворено заявилъ, что онъ готовый и жизнь свою отдати за святое дѣло.. Большевики, якъ они ни пренаслѣдовали духовенство православное, не посмѣли наложити своихъ кровавыхъ рукъ на Патріарха, а задоволились лишь держаньемъ его подъ домашнимъ арестомъ.

Найбольшіи испытанія выпали на долю Патріарха Тихона отъ часу начавшогося въ 1921 року великого голода на Руси, охватившого десятки губерній и больше 20,000,000 народа. Щиро кличучи свою паству до посильныхъ жертвъ на помощь гоходающимъ, Патріархъ Тихонъ такъ взывалъ въ своемъ посланіи:

«Омыйся покаянными обѣтами и св. тайнами обновленья, вѣрующая Русь...

Къ тебѣ, человѣкъ, къ вамъ, народы Вселенной, простираю голосъ свой: ПОМОГИТЕ! Помогите странѣ, кормившей многихъ и нынѣ умирающей отъ голода..

Спасите отъ ужасной смерти народъ, являвшій міру величайщіи подвиги правды, самоотверженія и своекорыстія.

На помощь немедля! На щедрую, широкую помощь! Къ Тебѣ Господи, простирае ростерзанная наша Земля вопль свой:

ПОЩАДИ и ПРОСТИ!».

Хоть и другій призывы Патріарха, несомнѣнно, встрѣчали великій откликъ въ вѣрующемъ русскомъ народѣ. Невзираючи на подлую агитацію большевиковъ протнвъ Церкви и величайшее глумленіе ихъ падъ вѣрою въ Бога базарными вывѣсками: «Религія — опіумъ для народа», народъ той обернулъ опіумъ въ щирѣйшую любовь и отданность церкви православной.

Сотрудникъ «Чикаго Трибюнъ» малъ возможность бесѣдовати съ Патріархомъ Тихономъ о справахъ вѣры.

Патріархъ Тихонъ просто заявилъ ему, что русская церковь не розрушена революціей, а лишь перестроена. Церковь теперь дуже бѣдная и стратила право воспитывати дѣтей въ школахъ, но внутреннее устройство церкви стало больше демократичнымъ. Что мы стратили въ политическомъ вліяніи — заявилъ патріархъ, въ богатствѣ и въ числѣ вѣрующихъ, тое мы выиграли въ духовной глубинѣ и въ выясненіи значенія церкви въ жизни нашего народа. Наветъ въ Москвѣ можно замѣтити углубленіе религійного настроенія. Церкви переполнены молящимися, а подчасъ крестныхъ ходовъ улицы наполнены людьми. Въ послѣдніи роки религійное настроеніе народа углубилось завдяки пережнтыхъ нимъ великихъ страданій.

На вопросъ корреспондента, считае ли патріархъ возможнымъ новое соединеніе церкви съ государствомъ, въ Россіи, онъ отвѣтилъ, что такое объединеніе може послѣдовати лишь при условіи гарантіи полной независимости церкви.

Изъ тона патріарха корреспондента вывелъ заключеніе, что такая возможность мыслится нимъ лишь въ дуже отдаленномъ будущемъ.






[BACK]