ПРАВОСЛАВІЕ ВЪ ЧЕХО-МОРАВІИ

Если православное движеніе въ Карпатской Руси восторжествуе надъ «уніей», мающей по своей сторонѣ гражданское право и великую силу папско-латинства, то тое станется завдяки великой моральной помощи со стороны начавшогося въ 1920 року движенія до православія моравскихъ чеховъ. Населеніе Великой Моравской Имперіи (830—894 гг.), якъ свѣдчитъ исторія, просвѣщене было христіанствомъ славянскими апостолами Кирилломъ и Меѳодіемъ, пришедшими изъ греческой Солуни. Для нихъ святыи братья и составили славянскую азбуку «Кириллицу».

Позднѣйше, однако, нѣмецко-латинскіи миссіенеры вторгнулись въ Богемію изъ Регензбурга и олатинщинили славянскую церковь въ Моравіи, а мадьяры, поселившіися на ровнинахъ Венгріи, знищили Моравскую имперію и подчинили себѣ разомъ съ тѣмъ и Словакію.

❖——————❖

ГУСНТСТВО

Отъ часу великого славянина Іоанна Гуса ( ) по цѣлой Чехіи началось пробужденіе славянского самосознанія, а разомъ съ нимъ и стремленіе до Кирилло-Меѳодіевското идеала восточного православія.

Извѣстно, напримѣръ, что за 2 года до завоеванія турками греческого Цареграда (Константинополя), въ 1453 году, Іеронимъ Пражскій, ревностный последователь Іоанна Гуса, послалъ посольство до Цареграда, во главѣ съ Константиномъ Англикомъ, которое принесло до Греціи допись отъ чешского духовенства съ изложеніемъ вѣры Гуситской.

Греческая Церковь отвѣтила чехамъ посланіемъ, въ которомъ исповѣданіе вѣры, представленное чешскимъ посломъ іереемъ Константиномъ Англикомъ, при знане «Святою Матерію здоровымъ и удопріемлемымъ» и где молитвенно выражено пожеланіе, чтобы и многіи другіи единомышленники Константина «воспріяли духъ правдивой жизни, во умноженіе и приращеніе присныхъ чадъ истинной Матери».

Въ отвѣтъ на тое посланіе администраторы пражской гуситской консисторіи успѣли послати еще одно посланіе въ Константинополь съ просьбою сдѣлати то, что «послужитъ ко славѣ, чести и возрастанію каѳолической христіанской вѣры», перше якъ столица восточной имперіи не сдѣлалась добычею турокъ - мусульманъ (въ 1453 году). Переговоры о сближеніи чеховъ съ-восточною Церковью послѣ сего, естественно, прекратились и духовной помощи имъ со стороны другихъ восточныхъ церквей уже не было, ибо и сами тіи посдѣдніи были — одни подъ игомъ турокъ, другіи же, якъ западно-русская Церковь находилась въ тяжелыхъ условіяхъ подъ польскимъ владычествомъ.

Въ 1478 году чешскіи священники грозьбами и насиліемъ были выгнаны изъ Чехіи. Латинство, переважно нѣмецкое, продолжало свою латинизаторскую роботу, закончившуюся (въ 1622 г.) забороненьемъ принятія Св. Причастія изъ Чаши (по восточному и евангельскому препису). Церкви позабирали до своихъ рукъ іезуиты, которыи разными экзекуціями силили народъ до костеловъ на латинскіи омши. Понеже священниковъ чешскихъ было мало, чехамъ присылались священники нѣмецкіи, подьскіи, итальянскіи и бельгійскіи. При такой газдовкѣ, розумѣется, славянская чешская церковь скоро стала Латинской.

❖——————❖



[BACK]