Исторія Буковины

Исторія Буковины въ давныхъ часахъ мало извѣстна. Откуда взялась назва “Буковина” нема на то историчного документу, однако, по разсказамъ населенія заселяющаго Буковину, назва взята отъ зеленыхъ и роскошныхъ буковыхъ деревъ, якими пишается буковинская страна.

Греческій историкъ Геродотъ, якій жилъ 100 лѣтъ передъ Рождествомъ Христа, и якій подорожовалъ по земляхъ сегодня заселеныхъ русскимъ народом, которыи то земли въ тѣхъ часахъ назывались Скифіею, а люди живущіи въ Скифіи — скифами, а позднѣйше славянами — говоритъ, что земля лежаща между Дунаемъ, Бугомъ и Днѣстромъ, была дуже богата и притягала къ себѣ много разныхъ народовъ, которыи тамъ поселялились.

Позднѣйше въ исторіи находимо записки, что нынѣшняя Буковина, а также Бессарабія, Молдавія, Трансильванія (Седмиградъ), гористая подъ именемъ Дакія, которая составляла одну изъ лучшихъ провинцій старинной римской имперіи.

Нашъ русскій лѣтописецъ Несторъ упоминаетъ, что въ нынѣшней Буковинѣ, Молдавія и Волохіи жили славяне ажъ до Дуная, якіи были подѣлены на численныи племена.

Въ XII вѣку въ лѣтописяхъ уже встрѣчаемъ вспомины о городахъ — Бѣлгородъ (позднѣйше Акерманъ), Романовъ, Сочава, Сереть и Хотинъ, якіи зачисленно до русскихъ городовъ.

За временъ князя Владиміра, Буковина была частью русской державы, а позднѣйше перейшла подъ власть галицкихъ князей и становила часть галицкого княжества.

Въ 1340 г., коли Галичину завоевалъ польскій король Казимірь, Буковина находилась подъ татарскимъ игомъ и для того Казиміръ не трогалъ ей, — тому только можна завдячити, что Буковина не попала въ польскую неволю.

Въ 1345 г. угорскій король Людвиги І, побѣдилъ татаръ и Буковину отдалъ въ награду румынамъ за тое, что ему помогали побѣдити татаръ. Тогда то въ Буковинѣ начались поселяти румыны и постепенно вытѣсняти русскихъ жителей къ полночи изъ Молдавіи и полудневой Буковины.

Подъ властью Молдавы находилась Буковина около сто лѣтъ.

Въ 1692 г. Буковину завоевалъ седмиградскій господарь Стефанъ VI. Подъ владычеством седмиградскихъ господарей Буковина находилась до 1769 г.

Того 1769 г. Буковина подпала подъ власть Турціи. Подъ властью турковъ Буковина находилась коротко, бо уже въ 1774 г. Россія побѣдила турковъ и освободила Буковину отъ турецкой неволи.

Въ 1775 г. Россія отступила Буковину Австріи, и отъ того часу Буковина находилась подъ владѣніемъ Австріи.

Въ 1786 г. Буковина была присоединена австрійскимъ правительствомъ къ Галичинѣ и съ Галичиною составляла одну про винцію ажъ до 1849 г. когда то цѣсаръ Францъ Іосифи утворил изъ Буковины “Воеводство Буковины”.

Послѣ первой свѣтовой войны когда распалась Австрія, Румынія насильственно захватила русскую Буковину подъ свою власть, а версальскіи миротворцы въ 1919 г. потвердили за Румыніею власть надъ русскою Буковиною. Не помогли ни протесты ни меморандумы карпаторусской и украинскихъ делегацій, которыи заступались за Буковину на Мирной Конференціи въ Парижѣ. Но покамѣсть оставимъ сей вопросъ, а вернемся до австрійской господарки въ Буковинѣ.

Коли Буковина перейшла под власть Австрія, то за паньщину тогда народъ буковинскій не зналъ. Но уже въ 1780 г. Австрія накрыла своою тяжку руку на русскихъ буковиницевъ и выдала приказъ чтобы селяне въ продолженіи года исполняли для пановъ: 1) двѣнадрать дней паньщины; 2) давали десятую часть отъ всѣхъ полевыхъ сборовъ и съ сѣна; 3) одну старую курицу; 4) прядиво въ 7 стопъ долгое изъ 30 связокъ, а каждая связка изъ 30 нитокъ; 5) доставка одного воза дровъ 6) безплатная робота худобою або руками при поправкѣ панскихъ домовъ, плотовъ и пр.

Въ слѣдующемъ, 1781 г. австрійскіи власти постановили, что селяне могутъ брати дрова съ панского лѣса только въ праздничныи дни по гульдену за фѣру.

Постепенно паны-помѣщики накладали на селянъ самовольно новыи тягары и такъ вмѣсто чтобы брати десятую часть изъ урожаевъ — збожа, овочей, сѣна, а также мѣсто пряжи, привоза дровъ, куры, — приказывали селянамъ робити на 28-32 дней на своихъ земляхъ, а въ многихъ селахъ робили 50 до 60 дней, а гдѣ-куда 100 и больше дней.

Всѣ тѣ договоры пановъ-помѣщиковъ съ селянами затверждали австрійскіи цѣсари.

Черезъ тяжкіи угнетенія селяне страшно ненавидѣли пановъ, жаловались они австрійскимъ цѣсарямъ въ Вѣдни и их правительству, но то ничего не помогало.

Яко доказъ ненависти селянъ къ панамъ-помѣщикамъ служат першіи выборы до вѣденского парламента, когда то послами изъ Буковины были избраны сами селяне.

Когда въ Вѣдни въ парламентѣ поднесено вопросъ, якъ можна бы вынадгородити панамъ-помѣщикамъ за увольненіе отъ панщины, то посолъ — селянинъ Михаилъ Боднаръ заявилъ что буковинскіи селяне терпѣли отъ пановъ страшаныи угнетенія и несправедливость и вмѣсто 12 дней ихъ примушали робити до 150 дней панщины и для того панамъ на Буковинѣ не належитъ давати ніякого вознагражденія.

Буковинская православная церковь

Коли зайшло христіанство на Буковинѣ, того докладно сказати никто, не можетъ. Но нѣтъ сомнѣнія, что оно занесено сюда съ Востока, изъ Греціи, заразъ потомъ, якъ Русь приняла христіанство, при князю Владимірѣ Великомъ въ 988 г. Так само нѣтъ сгадки въ лѣтописях, чтобы на Буковину заходили коли первославянскіи учители свв. Кириллъ и Мефодій, якіи проповѣдывали св. Евангеліе на Руси, въ Польши, Моравіи, Чехіи и Паноніи.

Православіе на Буковинѣ есть отъ давныхъ давенъ, видно съ того, что въ 13 столѣтію папа римскій Григорій IX въ письмѣ до угорского короля Бели IV жалуется, что русскіи буковинцы не хотятъ принимати св. Причастіе отъ латинскихъ, але отъ греческихъ епископовъ. Съ того видно, что папа намовлялъ короля напасти на Буковину и “огнемъ и мечемъ” привернути буковинцевъ до латинской вѣры.

Въ XV столѣтію, въ Феляцѣ, коло Клушь, упоминаетъ лѣтопись, была уже уформована митрополія, которая складалась с двохъ румынскихъ епископовъ и одного русского, который мал свою резиденцію въ Мункачи. Тая митрополія была подчинена митрополитови Волощины, который жилъ въ Фесахъ, и былъ экзархомъ царгородского патріарха. Онъ по рѣкѣ Бахнуй и Адріатическимъ моремъ малъ сношенія съ царгородскимъ патріархомъ, и получалъ отъ него все потребное для церкви. Такимъ способомъ початки христіанства на Буковинѣ маютъ свои историчныи начала въ Цар городѣ.

Въ XIII столѣтію на Русь напали татары и страшно знищили ей. Идучи черезъ Кіевъ, Галичину и Буковину въ Семигогодъ не лишили тутъ каменя на камени. Галицкій князь Данило прогналъ ихъ изъ Галичины, але они отборолись въ Буковинѣ черезъ цѣлыхъ сто лѣтъ, всякіи признаки якіи тутъ были, культурныи и религіозныи, въ наслѣдокъ ихъ панованія страшно упали. Для того их пришлося опять отновляти.

По выгнанью Татаръ Уграми съ Буковины, съ Семигороду наплыли сюда Волохи и основали тутъ свою державу. Будучи меншечисельны пропорціонально до русского населенія, они приняли русскій языкъ, а также письмо и стали употребляти ихъ въ церкви и урядѣ.

Въ 1409 г. молдавскій господарь Александръ Добрый основалъ епископство въ Рядовцахъ которого катедрою былъ монастырь, построенный Богданомъ Вадою, правдопобно еще за панованья татаръ. То епископство подлягало до 1781 г. молдавскому митрополиту. Того самого року молдавскій митрополит отрекся своей юрисдикціи подъ радовецкимъ епископством, его перенесено до Черновецъ, столицѣ краю, а черезъ два года позднѣйше, т. е. въ 1783, черновецкій епископатъ, подочинено карловенцкой митрополіи.

1873 г. буковинское епископство оторвано отъ карловецкой митрополіи и поднесено его на степень митрополіи и подчинено ему два далматинскіи епископаты.

Отъ той поры до 1899 при епископахъ и митрополитахъ буковинская церковь управлялась конгрессами, которыи складалися на половину съ мірянъ и духовенства, съ архіереемъ во главѣ, а въ упомянутомъ году австрійская политика довела до того, что церкви отобрано тѣ права и передано въ руки министра вѣроисповѣданія въ Вѣдни, нѣмцу и католику.

Такимъ способомъ буковинская церковь попала въ лапитскіи пазури и совершенно утратила свою самостоятельность.

До 1783 г. на Буковинѣ было 23 монастырей, и они являлись огнищемъ русской цивилизаціи и православія. Въ семъ году австрійская рука, чтобы тому перешкодити, однимъ замахомъ пера ихъ закрыла, лишь оставила — три: въ Путнѣ, Сочавѣ и Дрогомирнѣ и позволила держати при каждомъ монастырѣ 25 черцѣвъ-монаховъ, а остальныи одни перетворила въ звычайныи церкви, а другіи просто заказала употребляти. Слѣды закрытыхъ монастырей видно въ Онушѣ и Крещатику, и другихъ мѣстахъ, выкутыхъ въ скалѣ. Такъ поводилось русскимъ буковинцамъ подъ Австріею.

Послѣ розвала Австріи въ 1919 г. якъ мы уже вспомнули раньше, Румынія, на основѣ старыхъ боярскихъ традицій просто анексувала Буковину до своей державы. Думалось, что православная Румынія будетъ по человѣчески поводитись съ русскимъ православнымъ населеніемъ Буковины, которое становитъ 85 процентовъ, но скоро оказалось, что Румынія хуже Австріи переслѣдовала русскихъ буковинцевъ. За Австріи дозволялось учити дѣтей въ школахъ малорусского языка и во всѣхъ державныхъ установахъ малорусскій языкъ уважался одним изъ офищальныхъ языковъ, а за Румыніи выкинено русскій языкъ не только изъ школъ, но румунизовалось и церковное богослуженіе. Кто не соглашался на румынизацію, того замыкали въ аресты, а румынская сигуранца (полиція-жандармерія) гуляла своевольно по русскихъ селахъ и безъ всякого права и закона збиткувалась надъ безпомощнымъ населеніемъ, которое протестовало противъ румынской сваволи.

Коли въ 1940 г. Совѣтская Россія освободила Буковину от румынского ярма, то населеніе свободно отдохнуло и начало жити своимъ народнымъ житьемъ въ союзѣ съ другими народами Совѣтской Россіи. Послѣ вѣроломного нападенія Гитлера на Совѣтскій Союзъ, буковиницы якъ львы сражались съ гитлеровскими полчищами, доказуючи тѣм свою преданность и благодарность Совѣтской Россіи за ихъ освобожденіе и возсоединеніе съ кровными братьями по другой сторонѣ Прута. Когда совѣтскіи войска оставили Буковину, то многотысячныи массы буковинцевъ разомъ съ совѣтскою арміею ушли въ глубь Россіи, и многіи сражаются въ рядахъ Красной Арміи съ глубокой вѣрою, что послѣ сеи воины русская Буковина разъ навсегда освободится отъ румынской сигарунцы и гитлеровского Гестапо и будетъ во едино съ Соовѣтскимъ Союзом.


★ ★ ★


[BACK]