Гробница Св. Мефодія Въ Велеградѣ

Общество Русскихъ Братствъ при его основанію, на прeдложеніе пок. о. Феофана Обушкевича приняло за своихъ патроновъ Свв. Апп. славянскихъ Кирилла и Мефодія. Оба учены богословы прибыли изъ Болгаріи, или-же съ Греціи въ славянскую вели-моравскую державу въ половинѣ IX вѣка и начали среди cлавянъ проповѣдовати христіанство.

На славянскихъ учителей посыпались оскарженія къ римскому панѣ отъ западно-европейскихъ бискуповъ-нѣмцевъ головно для того, что Свв. Кирнллъ и Мсфодій перевели богослужебныи книги на славянскіи языкъ и на том языку совершали богослуженія. Оба учители должны были ѣздити въ Римъ и оправдоватися передъ папой.

Въ часѣ перебыванія въ Римѣ Кириллъ захоровалъ и тамъ — въ Римѣ померь и похороненъ.

Св. Мефодій повернулъ съ Рима обратно въ велико-моравскую державу и дальше распространялъ Христовую науку до своей кончины.

Тѣло Св. Мефодія было похоронено въ монастыри въ Велеградѣ — на нынѣшной Моравія — тамъ гдѣ онъ просвѣщалъ велико-моравскихъ славянъ, въ томъ и предковъ нынѣшнихъ угророссовъ.

Тысячу лѣтъ тому пазадъ, въ 10-мъ столѣтіи, наѣздомъ нѣмцевъ и мадьяръ было уничтожено велико-моравское княжество въ котором въ тѣ времена княжилъ князь Ростиславъ. Былъ уничтоженъ и Велеградъ. Исчезли остатки древнихъ поселеній, покрылось тайкой неизвѣстности мѣсто послѣдняго упокоенія апостола славянства св. Мефодія. Но великое дѣло просвѣщенія, начатое имъ и его братомъ св. Кирилломъ пронесло и его имя и славу Велеграда черезъ вѣка.

Поколѣнія измѣнялись поколѣніями, возникали и гибли державы, въ пожарахъ исчезали города, братскіи могилы хоронили все больше и больше свидѣтелей историческихъ событій. И 1000-1050 лѣтъ тому назадъ міръ также оружіемъ воевалъ якъ и въ XX вѣкѣ.

И вотъ, въ огнѣ и буряхъ міровыхъ войнъ власть и сила въ тѣхъ историческихъ мѣстахъ снова возвратились въ руки славянъ. Теперь старинный Велеградъ переживаетъ эпоху возрожденія, эпоху оживленія интереса къ своему прошлому.

Вѣдь, еще сравнительно недавно были сомнѣнія даже относительно того находится-ли пынѣшній Велеградъ на мѣстѣ исторического центра Великоморавского княжества.

Только археологнческіи изслѣдованія помогли разсѣяти сомнѣнія. И въ періодъ съ 1928 по 1932 годъ раскопки, произведенныи страстнымъ архелогомъ, управляющимъ народной школой въ Велеградѣ, учителемъ А. Зелнитіусомъ, дали основаніе для подтвержденія исторической гипотезы. Было откопано 318 старинныхъ могилъ, относящихся къ IX и X столѣтіямъ. Изъ нѣкоторыхъ могилъ выдобыти драгоцѣнности, свидѣтельствующіи о томъ, что въ томъ районѣ были погребены представители древнихъ княжескихъ родовъ.

Только столичный дворъ князей могъ сосредоточити въ себѣ людей, имѣющихъ такіи цѣнныи предметы, якіи найдены въ откопанныхъ могилах. Тѣ раскопки и находки вызываютъ къ жизни тѣнь древного Велеграда, именно, въ тѣхъ мѣстахъ, гдѣ существуетъ нынѣшній Велеградъ. Тамъ, гдѣ стоитъ монастырь, сохраннвшій въ себѣ традицій культуры со временъ первоучителей славянства.

И въ прошлыи вѣка, и въ настоящее время жизнь того монастыря совершенно особая. Его задачей является стояти на стражѣ кирилло-мефодіевской традиціи. Именно, въ нынѣшнемъ Велеградѣ особенно чувствуется, что отсюда въ славянскіи земли средней и восточной Европы проникъ свѣтъ просвѣщенія, что тутъ зародилась новая культура славянства, положившая основу роста и укрѣпленія славянскихъ на родовъ, и давшая тѣмъ народамъ возможность вести культурное соперничество съ народами иныхъ древнихъ культур. Именно изъ Велеграда пошла славянская письменность, давшая черезъ тысячелѣтіе богатыи плоды.

Съ часу, якъ Велеградъ сталъ свободнымъ городомъ въ свободной Чехословацкой республикѣ, къ гробницы св. Мефодія пріѣзжали паломники и туристы.

Особенно торжественно былъ отпразднованъ день 6-го апрѣля 1938 г. по случаѣ 1050-лѣтія со дня смерти св. Мефодія. Въ монастыри была построена гробница базилика и ей посвященіе. Торжество посвященное юбилейной памяти св. Мефодія продолжалось съ 6-го апрѣля до 4-го октября.

Самымъ торжественнымъ днемъ въ Велеградѣ былъ день праздника свв. Кирилла и Мефодія — 5 іюля, когда на овѣянныхъ преданіями велеградскихъ холмахъ и въ монастырской долинѣ собиралось до 40,000 паломниковъ.

Множество паломниковъ-крестьянъ приходит въ Велеградъ цѣлими процессіями, поражающими своими чисто зрительными эффектами.

Паломники размѣщаются частью въ монастырскихъ помѣщеніяхъ, частью просто на открытомъ воздухѣ.

Велеградскіи храмы являются рѣдкими образцами древной церковной архитектуры, и въ нихъ сохранилось много цѣнныхъ образцовъ церковной живописи и скульптуры отъ древнихъ временъ до новыхъ (такъ напримѣръ, образъ свв. Кирилла и Мефодія).

Будучи символомъ славянского сближенія, Велеградъ привлекаетъ къ себѣ большой интересъ представителей славянскихъ народовъ. Въ вслеградскомъ музеѣ хранятся дары “петроградскихъ дѣтей — велеградскимъ”, есть много вещей, привезенныхъ польскими паломниками и паломниками изъ Югославія. Совсѣмъ недавно болгарскіи студенты изъ г. Брно прикрѣпили на стѣнѣ Велеградского храма памятную доску, посвященную свв. Кириллу и Мефодію якъ просвѣтителямъ и объединителямъ славянства.

Тамъ бываютъ экскурсіи изъ славянскихъ странъ. И интересной особенностью велеградской духовной гимназіи является то, что въ ней введено обязательное изученіе русского язык.

Съ точки зрѣнія туристики чрезвычайно интересны и ближайшіи окрестности Велеграда, въ особенности же доминирующій надь окружающей мѣстностью замокъ Бухловъ. Минувшость того замка, якъ и прошлое Велеграда, уходитъ въ сѣдую древность, утнувшой во мглѣ исторіи. Проходили вѣка, но стѣны замка выдерживали напоръ времени, не гнулись подъ тяжестью столѣтній.

Переходячи изъ рукъ въ руки, замокъ Бухловъ въ теченіи послѣдняго столѣтія является собственностью графовъ Бертхольдовъ, владѣніемъ Леопольда Бертхольда, бывшаго министромъ иностранныхъ дѣлъ въ Австро-Венгріи въ драматическій періодъ міровой исторіи въ 1915 году. Подпись гр. Л. Бертхольда стояла на ультиматумѣ, посланномъ въ Сербію лѣтом 1914 года.

Бывшій австро-венгерскій министръ иностранныхъ дѣлъ Л. Берхтольдъ пріѣзжалъ въ Бухловъ изъ Мадьяріи.

Понятно, что послѣ занятія нѣмцами Чехословакіи, паломничество къ гробницѣ св. Мефодія прекратилось, но дастъ Богъ, послѣ побѣды славянь надь нѣмцами и возстановленія новой Чехословакіи, паломничество возобновится, а то тѣмъ больше, что свв. Кирнллъ и Мефодій являются симоволомъ славянского единенія и солидарности.

Членъ О. Р. Б.

tombend


[BACK]