Исторія Майфильдского Русского Православного Прихода

Майфильдскій русскій православный приходь является одннмъ изъ не многихъ русскихъ православныхъ приходовъ въ Америкѣ, которыи были счастливы мати добрыхъ и активныхъ лидеровъ якъ духовныхъ, такъ и свѣтскихъ, лидеровъ, въ сердцахъ которыхъ горѣла завѣтная любовь къ русскости и православію.

Свѣтскіи лидеры не были люди, посѣдающіи високіи науки, но они были люди, которыи были глубокихъ переконаній въ русскости и православію, знали постояти за нихъ и ніякіи пройдисвѣты не могли ихъ звести съ правой дороги, якъ то было во многихъ другихъ приходахъ, гдѣ попики-радикалы и всякая другая сволочъ взяли верхъ и передѣлали русскихъ павловъ въ украино-католицкихъ савловъ.

Добрыи сѣмена русскости и православія, посѣянныи о. настоятелями и піонерами не пропали намарно, а принесли и приностяъ хорошіи плоды по нынѣшній день, хотя Маифильдъ изъ-за упадка твердо-угольной индустріи является однимъ изъ найбѣднѣйщихъ городовъ Американской Руси.

Исторія Майфильдского Русского Православного Прихода началася около 1878 года, коли въ Америкѣ начали появлятися первыи иммигранты изъ Лемковщины и Карпатской Руси.

Тогда мѣсто, на которомъ стоитъ Майфильд, покрывали густыи лѣсы, и только тутъ и тамъ виднѣлися хижины першихъ поселенцевъ не-русской народности, которыи поселились тутъ послѣ обнаруженія твердого угля въ тѣхъ частяхъ Пеннсильваніи и открытія углевыхъ майнъ.

Первыи русскіи иммигранты изъ Лемковщины не поселились въ самомъ Майфильдѣ, а въ маленькихъ селеніяхъ по бокамъ, якъ Джерминъ, Гуза, (Эджитонъ), Мэйфильдъ Ярдъ и на Ирій. Отъ нѣкоторыхъ изъ тыхъ селеній (патчовъ) нынѣ остаются только слѣды, потому что якъ изъ майновъ выбрали уголь, народъ переселялся въ городы, гдѣ онъ построилъ свои домы.

Первыи иммигранты, поселившіися въ сосѣднихъ Майфильду ceлeнiяxъ были люди изъ Горлицкого и Грибовского повѣтовъ на Лемковщинѣ, изъ селъ Устья Русске, Кункова, Лѣщины, Бѣлянка, Лосье, Ставиша, Брунари, Клемковка, Яшкова, Снѣтниця, Дошниця, Высова, Перегримка и другихъ.

Не минуло много лѣтъ послѣ пріѣзда первыхъ нашихъ піонеровъ въ Америку и несмотря на ихъ бѣдность, якъ началось движеніе за организацію русскихъ приходовъ. Организаціи приходовъ и сооружениію церковныхъ зданій много помогли запомоговыи братства. Первыи братства были сорганизованы въ Шамокинъ, Шенандоа, Газелтонѣ и другихъ городахъ, гдѣ собралося нѣсколько русскихъ душъ. Первая русская церковь въ восточной части Америки была построена въ Шенандоа въ 1884 году. Ея настоятелемъ былъ о. Іоаннъ Волянскій.

Первая русская церковь въ повѣтѣ Лакаванна была построена въ Олифантъ, Па., въ 1897 году, гдѣ настоятелемъ былъ о. Волянскій.

Майфильдчане принадлежали къ той церкви, которая находилася на разстояніи 7-8 миль. Позднѣйше майфильдчане рентовали зданіе мѣстной баптистской церкви и къ нимъ доѣзжалъ о. Волянскій служити Богослуженія и совершати требы.

Мало-по-малу мѣстность, на которой стоитъ Майфильдъ была очищена отъ лѣсовъ ни тутъ и тамъ строили домы наши иммигранты, переселившіися изъ Джермина, Ирій, Гузы, Майфильдъ Ярдъ и другихъ плейзовъ. Между первыми иммигрантами, поселившимися въ Майфильдѣ находимъ слѣдующіи имена: Кириллъ Келечава, Андрей Ганчакъ, Кипріань Печушекъ, Михаилъ Коссманъ, Михаилъ Шаракъ, Іоаннъ Хомякъ, Василій Найдухъ, Василій Телепъ, Михаилъ Ракъ и Андрей Андрушъ.

Коли начало пріѣзжати больше русскихъ иммигрантовъ изъ высше упомянутыхъ селъ въ околицу Майфильда они задумали построити свою церковь. Найперше въ 1888 году было сорганизовано запомоговое братство Св. Іоанна Крестителя, которое существуетъ по сегодняшній день и въ Обществѣ Русскихъ Братств имѣетъ число 9-ое, въ Обществѣ Любовь число 2-ое а въ Обществѣ Взаимопомощи 54-ое.

Въ томъ самомъ году (1888) въ Майфильдъ былъ сорганизованъ кооперативный сторъ, который назывался “Русскій Сторъ”. Организаторами кооперативного стора были Іосифъ Семиновичъ и Алексѣй Шлянта. Подобного рода кооперативныи сторы были въ Олифантъ, Шенандоа и другихъ мѣстахъ, что доказуетъ предпріемчивость нашихъ піонеровъ. Тѣ кооперативы позднѣйше были развязаны а сторы перейшли на приватную властность.

Организаторами братства Св. Іоанна Крестителя были Антоній Ракъ, Григорій Дзвончикъ, Матфей Шаракъ, Филимонъ Гамбаль, Андрей Гальчакъ, Михаилъ Бродскій, Кириллъ Келечава, Іоаннъ Андрашъ, Яковь Адамякъ, Алексѣй Телепъ, Антоній Канья, Симеонъ Ильчакъ, Михаилъ Фикъ, Озимъ Дзвончикъ и Кипріанъ Печушекъ. Первымъ предсѣдателемъ братства былъ Матфей Шаракъ.

Послѣ сорганизованія братства Св. Іоанна Крестителя не минуло много часу, пока наши иммигранты взялись за постройку своей собственной церкви, чтобы они могли присутствовати на Богослуженіяхъ въ недѣли и свята и слухати Богослуженій на всѣмъ понятномъ старославянскомъ языку, который былъ данъ намъ Богомъ и на который перевели богослужебныи книги изъ греческого наши славныи славянскіи учителя Свв. Кириллъ и Мефодій. (Нашъ славянскій языкъ есть неоцѣненное наше сокровище (скарбъ), ибо мы не принуждены слухати непонятныхъ латинскихъ “секуловъ секуборумъ”, а слышимъ понятныи намъ милозвучныи и одушевляющіи слова (“во вѣки вѣков”).

Понятно, церковь не могла быти построена безъ фондовъ. Фондовъ было потребно, а тѣ фонды не пришли отъ никуда, а только изъ тяжелыхъ заработковъ прихожанъ подъ землею, гдѣ имъ каждую минуту угрожала смерть и гдѣ много изъ нихъ нашли ее предвчасно.

Не взяло много часу, но взяло много безвозмездныхъ трудовъ, пока въ Maйфильдѣ повстала великолѣпная церковь, построена на сельскій стиль. Церковь называлась: Русская Греко-Католическая Церковь Св. Іоанна Крестителя, по примѣру церквей въ селахъ Лемковщины. Въ тыхъ часахъ доперва начали заводитися здрадники, которыи перекрещували русскихъ на украинцевъ-сепаратистовъ, но до Майфильда они еще не добрались, такъ само якъ они не добрались на села Лемковщины и несмотря на то, что церковь была подъ Римомъ наши піонеры, такъ якъ ихъ братья въ старомъ краю, не считались себя инакшими, а только русскими и православными.

Первымъ настоятелемъ новосорганизованного прихода былъ глубоко вѣрующій и щирый русскій патріотъ блаженной памяти о. Феофанъ Обушкевичъ, который до сихъ поръ еще не есть правильно оцѣненъ Американской Русью. О. Феофанъ Обушкевичъ, несмотря на то, что онъ принадлежалъ подъ юрисдикцію Рима, был въ душѣ православнымъ и принадлежалъ къ числу того духовенства, благодаря которому со хранилась русскость въ Галичинѣ въ теченіи близко 600 лѣтъ польского и австрійского ярма и благодаря которому желаніе возсоединенія съ Православіемъ насильственно заведенныхъ въ Унію нашихъ предковъ никогда не погасло.

О. Феофанъ Обушкевичъ весьма талантливый и дѣятельный пастырь на нивѣ Христовой поставилъ Майфильдъ на твердомъ фундаментѣ и посѣялъ сѣмена православія и русскости. За часъ его настоятельства была сорганизована читальня Общества Качковского, славный Майфильдскій хоръ, духовый оркестръ, приходская школа и все что было нужно для приходской жизни.

Въ читальнѣ Общества Качковского читались книжки и газеты, давались лекціи, устраивались театральныи представленія, концерты и дѣлалось все для просвѣщенія прихожанъ, что не могло дѣлатися въ церкви. Читальня была жереломъ просвѣщенія для всѣхъ прихожанъ всѣхъ возрастовъ.

Была тутъ и вечерняя школа, гдѣ неимѣющіи возможности научитись читати и писати въ старомъ краю, учились. Кромѣ того тутъ преподавалися лекціи объ американскомъ гражданствѣ и приготовлялись иммигранты къ принятію его, якъ найскорше было возможно, такъ что изъ старыхъ майфильдчанъ только тотъ не былъ гражданиномъ, который былъ совершенно недбалымъ.

Выше было упомянуто, что перекинчики сепаратисты, разбившіи русскій народъ на враждующіи партіи, еще не дошли до Майфильда, но не минуло много часу, коли появились непрошенныи опекуны въ особахъ айришскихъ католицкихъ бискуповъ, съ которыми майфильдчане покончили быстро и освободилися разъ навсегда отъ пресловутого Рима и его прихвостниковъ.

Айришскіи бискупы, которыи не орали и не сѣяли, хотѣли жати. Они хотѣли, чтобы майфильдчане записали свое приходское майно на Римъ, но благоразумныи майфильдчане имъ сказали идти къ чорту.

Въ томъ помогъ имъ много о. Феофанъ, который сказалъ, что останется самъ при уніи, не желаючи ломити клятвы, но постарается о православного священника для Майфильда. Такъ онъ и сдѣлалъ — постарался о православного священника, попращался съ прихожанами въ 1902 году и ушолъ.

Майфильдчане подъ неустрашимым и опытнымъ руководствомъ одного изъ своихъ прихожанъ Алексѣя Шлянты, чтобы избѣгнути долгихъ и коштовныхъ судебныхъ разбирательствъ продали старый чартеръ за $1.00, а на мѣсто его выбрали новый на имя Русской Православной Греко-Католической Церкви Св. Іоанна Крестителя и такъ безъ всякой оппозиціи приходъ перешолъ изъ Уніи въ Православіе.

Новый чартеръ подписали слѣдующіи: Алексѣй Шлянта, Константинъ Констанкевичъ, Михаилъ Китикъ, Яковь Адамякъ, Озимъ Дзвончикъ, Теодоръ Вахна, Никита Грапчакъ, Антоній Демчакъ, Петръ Корба, Теодоръ Дзюбинскій, Илія Чуликъ, Петръ Сабатъ, Павелъ Павлякъ, Леонъ Губякъ, Илія Юрковскій, Михаилъ Початокъ, Симеонъ Кузмичъ, Николай Телепъ, Лука Чайковскій, Іоаннъ Обухъ, Григорій Смей и Андрей Иваникъ.

mayfieldfounders

Изъ 16 членовъ подписавшихъ чартеръ пять еще жіютъ, а именно: Григорій Смей, Михаилъ Початокъ, Кипріанъ Пецушекъ и Озимъ Дзвончикъ.

Имиграція изъ Лемковщины возростала и приходъ возрасталъ. Въ 1896 году построенъ былъ приходскій домъ для священника и приходская школа, въ которой число учениковъ возростало и нынѣ такъ великое, что дѣти подѣлены на четыре классы, которыхъ учатъ кромѣ псаломщика и священника, еще двухъ учителей.

Первымъ православнымъ настоятелемъ въ Майфильдѣ былъ о. І. Ольшевскій. Слѣдующимъ былъ о. Игуменъ Арсеній Чаговцевъ, нынѣ епископъ въ савтъ-канаанскомъ монастыри, который онъ основалъ въ 1906 году и который майфильдскій приходъ поддержуетъ.

Четвертымъ настоятелемъ былъ о. Михаилъ Скибинскій, который сорганизовалъ молодежь въ Общество Тверезости и всячески поощрялъ ее учитися и стремѣти къ лучшой будучности.

Пятымъ православнымъ настоятелемъ былъ о. Василіи Василіевъ, который старался всѣми силами о дисциплину и порядокъ.

Шестымъ настоятелемъ былъ о. В. Орановскіи.

Седьмымъ настоятелемъ былъ о. Іона Миласевичъ, одинъ изъ самихъ энергичныхъ и предпріемчивыхъ русскихъ православныхъ священниковъ. Въ теченіи его настоятельства выбухла первая міровая война. Благодаря его иниціативѣ и неутомимымъ трудамъ изъ Майфильда было выслано много грошей на русскій красный крестъ и приходская жизнь кипѣла.

Восьмымъ настоятелемъ былъ всѣмъ извѣстный церковный ии народный труженникъ о. Прот. Федоронко, который такъ много старался объ освобожденіи Карпатской Руси изъ ярма. За его стараніемъ было выслано много одежды и грошей на помощь старому краю. Будущій историкъ Американской Руси дастъ ему правильную оцѣнку и кредитъ, которого онъ себѣ заслужилъ.

Самимъ долголѣтнимъ настоятелемъ Майфильда (отъ 1920-1936 г.г.) былъ о. Прот. Василій Репелла. Онъ былъ настоятелемъ, такъ сказати переломныхъ часахъ, когда въ Майфильдѣ якъ и во многихъ старшихъ приходахъ на смѣну старшему поколѣнію пришло молодшее. За его настоятельство приходъ достигъ зеницы финансового развитія. За его настоятельства наступила тоже и экиомическая депрессія, но она не помѣшала сооруженію ними нового великолѣпного храма.

mayfieldpriest

Нынѣшнимъ настоятелемъ является о. Прот. Филиппъ Печинскій, одинъ изъ первыхъ миссіонеровъ окончившихъ духовную семинарію въ Миннеаполисъ. О. Филиппъ всяческими способами старается о то, чтобы молодежь русско-американская училась и шла слѣдами ея предшественниковъ. Сынъ о. Филиппа Сергій за время его настоятельства въ Майфильдѣ покончилъ медицинскіи студіи въ Джефферсонъ Медикалъ Калледжъ въ Филадельфія, Па.

Всѣ настоятели Майфильда учили и учатъ въ приходской школѣ не только катехизису и священной исторіи, но тоже и свѣтскихъ предметовъ, потому что въ школу учашаетъ много дѣтей и одному псаломщику не по силамъ было бы учити всѣхъ.

Мазйфильдскій приходъ былъ однимъ изъ первыхъ русскихъ православныхъ приходовѣ въ Амернкѣ изъ которого вышли ученыи русскіи-американцы, дѣти піонеровъ.

Въ ни одномъ русскомъ приходѣ въ Амернкѣ родители не старались такъ дати своимъ дѣтямъ высшее образованіе якъ родители Майфильда. Причина того не есть та чтобы Майфильдчане были богатшими чѣмъ жители другихъ русскихъ колоніи. Нѣтъ, потому что въ Майфильдѣ всѣ чернорабочіи за исключеніемъ нѣсколькихъ мелкихъ бизнесмановъ, но причина та, что въ Майфильдѣ было нѣсколько сознательныхъ людей, которыи подъ лидерствомъ покойного Ал. Шлянты интересовалися своими дѣтьми и поощряли ихъ продолжати свои студіи.

Покойный Ал. Шлянта былъ душею движенія за высшее образованіе дѣтей. Онъ давалъ родителямъ и ученикамъ раду и всегда каждому ученику, кончившему Гай Скулъ давалъ подарки, которыи хранятъ ихъ яко драгоцѣнную памятку.

Дуже пріятно загостити въ Майфильдѣ въ воскресенье и видѣти, якъ молодежь и старики горнутся въ церковь. Въ церковномъ комитетѣ находятся не только дѣти піонеровъ, но детей детей піонеровъ, которыи не меньше своихъ отцевъ и дѣдовъ сохраняютъ традиціи русскости и православія.

mayfieldchurch

Въ 1930 году майфильдчане построили новую церковь мурованную на мѣсто старой деревянной. Постройка новой церкви и разукрашеніе и другіи необходимыи вещи стояли около 85,0000 долларовъ. На церковномъ имуществѣ остается только нѣсколько тысячъ долларовъ долга, котрого бы не было, если бы работы шли якъ слѣдуетъ, ибо майфильдчане жертволюбивыи и гордятся своей церковью и школою.

Въ Майфильдѣ много братствъ и сестричеств кромѣ упомянутого братства Св. Іоанна Крестителя есть еще два большіи братства — Свв. Бориса и Глѣба и Свв. Кирилла и Мефодія, принадлежащіи до Общества Русскихъ Братствъ. Кромѣ тѣхъ трехъ есть еще братство Св. Арх. Михаила, Сестричество Успенія Пресвятой Богородицы, Сестричество Св. Варвары, Братство Св. Василія, Братство Св. Петра и Павла, Алтарное сестричество, Квилтингъ Клубъ, Гудъ Виллъ Клубъ, Хоральный Клубъ н другіи.

Въ Майфильдѣ есть тоже своя русская пожарная команда, такъ называемая Рошенъ Гоузъ Компани, у которой есть свои пожарный аппаратъ, трокъ и всѣ нужныи вещи для гашенья огня.

Церковный хорь въ Майфильдѣ одинъ изъ самыхъ лучшихъ. Онъ существуетъ уже 50 лѣтъ и ежегодно устраиваетъ концерты, которыи привлекаютъ не только своихъ людей, но тоже и много американцевъ, которыи восхищаются русскимъ пѣніемъ.

Въ теченіи цѣлой своей 50-лѣтней исторіи Майфильдъ всегда игралъ виднѣйшую ролъ среди русскихъ приходовѣ въ Амернкѣ, и въ организаціяхъ. Майфильдъ далъ много ледеровъ Американской Руси, якъ на религійномъ, такъ и національномъ полѣ. Изъ Майфильда вышли если же не первыи, то изъ самыхъ первыхъ русско-американскихъ миссіонеровъ — блп. о. Прот. I. Адамякъ и нынѣ здравствующій о. Прот. Іосифъ Дзвончикъ. Оба они побывали въ духовной академіи въ Россіи, отвѣдали землю своихъ отцевъ, Галичину, а по возвращеніи въ Америку покончили богословскіи науки въ Руссйой Православной Семинаріи, въ Миннеаполис, Минн. Оба они были рукополаганы въ 1911 году и прославились своей миссіонерской дѣятельностью и ревностью къ православію. О годили два позднѣйше покончилъ духовную семинарію въ Тенефлай, Н. Дж., о. Прот. Іоаннъ Телепъ, настоятель въ Гарфильдъ, Н. Дж., о которомъ тоже идетъ слава громкая и которого много приходовъ желали бы имѣти за своего настоятедя. Позднѣйше еще богословскіи науки въ Тенефлай, Н. Дж., кончили о. Николаи Губякъ и Николай Юрковскій.

mayfieldparochial

Нѣтъ другой руской колоніи въ Америкѣ, гдѣ бы столько русскихъ дѣтей покончило Гай Скулъ, сколько ихъ кончило въ Майфильдѣ. Послѣ окончанія Гай Скулъ о.о. Адамякомъ и Дзвончикъ число русскихъ окончившихъ Гай Скулъ начало возростати изъ года въ годъ и по нынѣшній день оно перешло уже вторую сотню.

Много окончившихъ Гай Скулъ не остановлялись на томъ, такъ что нѣтъ ни фаха, ни профессіи, въ которой бы не было представителей изъ Майфильда. Сынъ покойного Ал. Щлянты, покойный д-рь Владимірь, кончилъ медицинскіи студіи и имѣлъ практику въ Олифантъ, Па., пока смерть его не забрала. Павелъ Дзвончикъ кончнлъ адвокатскіи студіи и занимается адвокатурой много лѣтъ. Павелъ Дутко, окончившій студіи въ Дикинсонъ Калледжъ вступилъ со своимъ товарищемъ по классѣ, Владиміромъ Хопякомъ, вступили на правительственную службу во время первой міровой войны. Первый изъ нихъ находится на дипломатической службѣ Соединенныхъ Штатовъ близко 30 лѣтъ. а второй работаетъ для частныхъ американскихъ фирмъ занимающихся иностранной торговлею. Оба женилися на русскихъ дѣвчинахъ, съ которыми познакомилися во время своей службы на русскихъ или сосѣднихъ Россіи территоріяхъ.

Іодннь Кузмякъ тоже находился на правительственной службѣ во время и послѣ первой мѣровой воины въ Вашингтонѣ, гдѣ имѣлъ возможность посѣшати вечерніи курсы въ Джорджтавнъ Юниверсити. Онъ покончилъ юридическіи науки и занимается адвокатурою.

Чтобы описати достиженія и успѣхи молодыхъ русскихъ майфильдчанъ кончившихъ гай скулъ и высшіи школы взяло бы много времени и мѣста. Мы ограничимся тутъ алфавитным спискомъ молодыхъ майфильдчанъ, такъ якъ онъ былъ подань въ юбилейной книгѣ, напечатанной по поводу 50-лѣтняго юбилея прихода, который былъ отпразднованъ въ День Благодаренія 27-го ноября, 1941 год.


Young people of the St. John's Parish of Mayfield, who have graduated High School and acquired higher learning:

Adamiak Very Rev. John, Russian Orthodox Theological Seminary, Minneapolis, Minn.

Adamiak Dr. Constantin, University of Scranton, Temple University, Philadelphia, Pa. M. D.

Adamiak Vladimir.

Adamiak Peter.

Badwak Rose, Mansfield State Teachers College.

Bochnovich Ellen, Mansfield State Teachers College.

Cekliniak Dorothy, Business College, New York City.

Cekliniak John, Scranton Lackawanna Business College.

Cekliniak Elizabeth, Eastman Business College, New York.

Demchak, Smetana Mrs. Anna, Powell Business College, Scranton, Pa.

Demchak John, Aero, I. L. I., Almada, Cal.

Demianovich John, Scranton University and Ohio State College.

Dutko Rozdilsky Olga, Scranton-Lackawanna Business College.

Dutko (Telep) Mrs. Justine, Scranton-Lackawanna Business College.

Dutko Paul (American Consul), Mansfield State Teachers College and Dickinson Law School.

Dzwonczyk Michael (deceased).

Dzwonczyk Eva, Scranton State Hospital.

Dzwonczyk Very Rev. Joseph, Russian Orthodox Theological Seminary, Minneapolis. Minn.

Dzwonczyk John, Philadelphia College of Pharmacy, University of Michigan College of Pharmacy.

Dzwonczyk Victor, Mansfield State Teachers College.

Dzwonczyk Paul, Mansfield State Teachers College and Dickinson College, Law.

Guzey Marion, Powell Busines College, Scranton. Pa.

Guzey Elizabeth, Scranton Lackawanna Business College, secretary to Congressman Boland.

Hopiak Vladimir.

Hubiak Rev. Nicholas, Russian Orthodox Theological Seminary, Tenafly, N. J.

Hubiak (Shlanta) Barbara, Scranton Business College.

Hubiak Peter, Mansfield State Teachers College and Lafayette College, Easton, Pa.

Hladick Martha, Scranton Lackawanna Business College.

Hanchak Martin, George Washington University, Washington, D. C.

Iwanik John, University of Scranton, Penn State College, A. B.

Iwanik Alex, University of Scranton and George Washington University, Washington, D. C.

Kuzmiak Sophie, Pennsylvania Graduate Hospital, Philadelphia, Pa.

Kuzmiak John, Mansfield State Teachers College and George Washington University, Washington, D. C.

Kuzmiak Michael, School of Accounting.

Kuzmiak Andrew, Smooth’s Business College, Carbondale, Pa.

Kiehart Paul, Pratt Institute, N. Y.

Kroughta Martha, Business School, Archbald, Pa.

Karliak John.

Kroughta Olga, Business School, Archbald, Pa.

KroughtaM ary, Business School, Archbald.

Kroughta Elizabeth, Business School, Archbald, Pa.

Kroughta Helen, East Stroudsburg State Teachers College.

Kitick John, Scranton University.

Kulick Michael, Mansfield State Teachers College and Scranton University, A. B.

Kelechawa Stephen, Scranton Lackawanna Business College.

Kelechawa Rose, Scranton Lackawanna Business College.

Krisa John, Scranton University. B. S.

Karliak Peter, Scranton Lackawanna Business College.

Liptak John, University of Alabama.

Lampart Alexander, West Coast University, Los Angeles, California.

Nayduch Michael, Mansfield State Teachers College and Temple University, Phila., Pa.

О’Buck Harry, Business College, Scranton.

О’Buck Michael, Business College, Scranton.

Osnick Nicholas, Penn State College, A. B., and Georgetown University.

Pawliak Stephen, Scranton University.

Pawliak Tillie, Scranton Lackawanna Business College.

Pawliak Paul S., Mansfield State Teachers College, Scranton University, Bucknell University, Columbia University, N. Y. M. A.

Romaniak Stashia, Powell Business College, Scranton, Pa.

Rugala Alex, Penn state College.

Shlanta John. Bloomsburg State Teachers College.

Shlanta Vladimir, East Stroudsburg State Teachers College and Jefferson Medical School

Shlanta Nestor. York College and University of Omaha.

Shlanta Bohdan. Mansfield State leaders College and Columbia University. University of Albuquerque, М. M. Music.

Shlanta Myra. Mercy Hospital, Scranton, Pa.

Shlanta Olga. Mercy Hospital. Scranton, Pa.

Senio Peter, Mansfield state Teachers College and U. S. Institute of Mines.

Senio Walter, Scranton University.

Senio Michael, Mansfield State College and University of Pennsylvania.

Serniak Paul, Aero I. T. I., Los Angeles, Cal.

Smetana (Demchak) Mrs. Anna, Powell Business College, Scranton, Pa.

Smey Justine, Buffalo Teachers College.

Smey Andrew, Smooth's Business School, Carbondale, Pa.

Smey Peter.

Sviridovich Walter. University of Miami, Florida.

Tarres (Iwanick) Mrs. Julia, East Stroudsburg, State Teachers College.

Telep Very Rev. John N., Russian Orthodox Theological Seminary. Minneapolis and Tenafly, N. J.

Telep Paul, Scranton University.

Telep Justine, Scranton Lackawanna Business College.

Telep Walter S., Military School, Texas.

Tremback Anna, Scranton Lackawanna Business College.

Tremback (Chaykowsky) Mrs. Dorothy, Scranton Lackawanna Business College.

Tremback John, Radio School, Washington, D. C.

Tremback Helen, Drexel Institute of Philadelphia.

Wiorkowski (Sembrat) Mrs. Florence, University of Pennsylvania.

Wachna Y. N., Perkiomen Seminary.

Yurkowsky Andrew, Columbia University.

Yurkowsky Lubov, Scranton Lackawanna Business College.

Yurkowsky Nicholas, Russian Orthodox Theological Seminary, Tenafly, N. J.

Yaworske Justine, Last Stroudsburg State Teachers College.

Youschak Daria, Brooklyn Hospital, N. Y.

Wescott (Yurkowsky) Mrs. Helen, Scranton Business College.


Изъ того списка читатель увидитъ, сколько майфильскидъ хлопцевъ и дѣвчатъ окончили Гай Скулъ и высшіи студіи, но въ списку семъ нѣтъ именъ всѣхъ, такъ якъ многіи разошлись по другимъ городамъ.

По Майфильдъ отличается не только числом молодыхъ людей, получившихъ высшее образованіе, но также и въ другихъ отношеніяхъ. Въ городскомъ совѣтѣ (каунсилъ) и въ школьномъ директорствѣ города всегда занимаетъ посты нѣсколько русскихъ людей. Теперѣшнимъ городскимъ головою есть русскій американецъ Іоаннъ Гузій и таксъ коллекторомъ есть также русскій американець Андрей Шалакъ.

Русскіи майфнльдчане занимаютъ важныи посты въ русскихъ братскихъ запомоговыхъ организаціяхъ. Въ Обществѣ Взаимопомощи — адвокатъ Павелъ Дзвончикъ, предсѣдатель и Іоаннъ Юрковскій, секретарь. Въ Обществѣ Русский Братствъ Михаилъ Сеньо, кассиръ, Петръ Смей, рекордовый секретарь, Іоаннъ Дзвончикъ редакторъ и Михаилъ Кузмякъ, контроллеръ. Въ Обществѣ Любовь Петръ Лялюсь фйнансоный секретарь, Стефанъ Телепъ редакторъ газетѣ Любовь и другіи.

Среди бизнесмановъ Майфильда находимъ сдѣдующихъ русскихъ : Архипъ Трембачъ, Петр Кѣхартъ, Викторъ Гладикъ, братья Вахны, Андрей Кѣхартъ, Іоаннъ Наконечный, Андрей Павлякъ, Петръ Сернякъ, Стефанъ Сеньо, Іоаннъ Наконечный, Стефанъ Крохта, братья Кузмичъ, Симеонъ Дрѣтарь, Петръ Вѣльха, Іосифь Дзвончикъ, Василій Найдухъ и Іоаннъ Гузій. Василій Сернякъ и Іоаннъ Хань суть форманами въ майнахъ.

Михаилъ Сеньо, кассиръ, О. Р. Б. есть тоже заступникомъ кассира Маифнльдского Стейтъ Банкъ. Окончивши гай скулъ Михаилъ поступилъ въ Стейтъ Тичерсъ Калледжъ въ Мансфильдъ, Па. По окончаніи Стейтъ Тичерсъ Калледжъ онъ былъ учителемъ въ публикъ скулъ, а такъ занялъ мѣсто “теллера” въ банкѣ, гдѣ находится по нынѣшній день. Въ теченіи приблизительно десяти лѣтъ онъ посѣщалъ вечерніи курсы, которыи преподаютъ профессора изъ Юниверсити офь Пеннсильванія Вортонъ Скулъ офъ Файнансь. Нынѣ онъ одинъ изъ лучшихъ финансовыхъ знатоковъ въ сѣверовосточной Пеннсильваніи.

Стефанъ Михайловичъ Телепъ есть почтмэйстромъ Майфильда, постъ который много лѣтъ занималъ пок. Алексѣй Шлянта на славу русскимъ и на заздрость инородцамъ.

Стефанъ С. Телепъ, редакторъ газеты Любовь есть властителемъ большой друкарни, въ которой кромѣ газеты Любовь печатается еженедѣльная газета на англійскомъ языку, “Мэйфильдъ Ньюзь” редакгоромъ которой есть его сынъ Андрей С. Телепъ.

Тутъ хорошій примѣръ того, что человѣкъ можетъ сдѣлати если хочетъ. Стефанъ С. Телепъ самоучка въ печатномъ дѣлѣ. Онъ началъ изъ ничего. Никто его не училъ только самъ и нынѣ онъ издаетъ не только русскую газету, но и американскую, выпередивъ въ томъ дѣлѣ самыхъ американцевъ.

mayfieldcommittee

Въ майфильдской публичной школѣ учатъ слѣдующіи русскіи юноши и дѣвчата: Павелъ Павлякъ, Михаилъ Куликъ, Іоаннъ Иваникъ, Юстина Смей учитъ въ школѣ въ Грэйтъ Некъ, Лонгъ Айландъ, Петръ Л. Губякъ въ Гарфильд, Н. Дж., а Богданъ Шянта есть глава музычного факультета въ Нормальной Школѣ въ Ныо Мексико.

Павелъ М. Дутко, о которомъ мы уже вспоминали, находился долгіи лѣта въ липломатичной службѣ Соединенныхъ Штатовъ въ Харбинѣ, Манджурія, въ Ригѣ, Латвія, въ Лейпцигѣ, Германія, Вѣна, Австрія, a тепepъ въ Вашингтонѣ, Николай Осникъ занимаетъ правительственную должность на Вирджинъ Айландсъ, Димитрій Ганчакъ, адвокатъ въ Вашингтонѣ, Петръ П. Сеньо естъ федеральнымъ инспекторомъ майновъ. Петръ Павлякъ занималъ должность счетовода въ Департаментѣ Публикъ Ассистансъ. Константинъ Яворскій есть форманомъ коло брехи, Іоаннъ Горгуцъ контракторомъ.

Афанасій Марковичъ поступилъ въ юности своей въ монастырь, въ Саутъ Канаанъ, быть пострѣженъ въ іеромонахи, а нынѣ есть архимандритомъ въ приходѣ Денверъ, Колорадо.

Слѣдующіи дѣвчата изъ Майфильда вышли замужъ за людей вступившихъ въ санъ священства: Розалія Адамякъ за о. Георгія Синявского, долголѣтняго настоятеля въ Катасаква, Па., Антонина Мусяла замужна за о. Іоанномъ Лампартъ, диригентомъ манфильдского хора, Ева Стехъ замужна за о. Д. Крегелемъ, настоятелемъ въ Олдъ Форджъ, Анастасія Стехъ была замужна за о. П. Зименовымъ упокоившимся около два года тому наадъ.

Майфильдъ репрезентованъ почти въ каждой виднѣйшей профессіи, въ политикѣ и фахахъ. Онъ имѣетъ своего чэмпіона и на атлетическомъ поприщѣ. Іоаннъ (Ваньо) Тырпакъ отличился въ подъемѣ вѣсей (вэйтъ лифтеръ) и бралъ участь въ Олимпійскихъ играхъ въ Берлинѣ. Павелъ (Лефти) Варю началъ свою карьеру въ бейсболъ яко питчеръ для команды Рочестеръ, Н. І.

Вотъ короткая исторія майфильдского прихода и достиженій майфильдскихъ піонеровъ и ихъ дѣтей. Пересѣчный читатель можетъ сказати, что то самохвальба, но то не самохвальба, а настоящіи факты. Это докузаетъ ясно, чего можно достигнути, если люди хотятъ. Въ Майфильдѣ, якъ уже сказано, такіи сами люди пріѣхали изъ Европы, якъ и въ другіи плейзы, и въ финансовомъ отношеніи изъ-за упадка углевой индустріи, они о много бѣднѣйши отъ людей въ друтихъ плейзахъ. Но тут были и есть люди, которыи вступили на путь, указанный о. Прот. Іоанномъ Наумовичемъ и стремятъ къ просвѣщенію. Вмѣсто оставляти наслѣдство своими дѣтямъ въ грошахъ, которыи есть и нема, они стараются дати своимъ дѣтямъ науку въ наслѣдство, которую не спалитъ огонь, не заберетъ вода и не украдетъ разбойникъ.

Мы знаемъ, что и въ друтихъ колоніяхъ есть много русскихъ родителей, которыи дбаютъ о просвѣщеніе и даютъ своимъ дѣтямъ образованіе по возможности своихъ силъ, но ни въ одной колоніи нѣтъ столько, сколько въ Майфильдѣ.

Честь и слава піонерамъ и прихожанамъ майфильдского прихода и всѣмъ тѣмъ, русскими людямъ въ Соед. Штатахъ, которыи даютъ своимъ дѣтямъ высшее образованіе.


[BACK]