St-Исторія Русскаго Православнаго Прихода въ Ст. Клейръ, Па. — Андрей Скрыпкинъ-Кухарскій

Около 1890 года выходцы изъ Галицкой и Угорской Руси въ уніатской Греко-Католической Церкви въ Ст. Клейръ, Па., организовали Православное Братство Взаимопомощи имени Сошествія Святаго Духа, съ цѣлью въ будущемъ оторватися отъ Рима и организовати Православный Приходъ. И на первомъ митингѣ было постановлено послати делегацію къ ближайшему православному священнику съ просьбой пріѣхати въ Ст. Клейръ и помочь организовать православный приходъ. Делегація отправилась къ о. Волкаю въ Шептонъ, Па. О. Волкай, выслушавши предложеніе делегатовъ, сказалъ: “Я не самовластный, у меня есть епископъ, пишите до Владыки и онъ навѣрное дастъ вамъ совѣтъ, — что дѣлать и пошлетъ вамъ священника”. Владыка тогда былъ въ Санъ-Франциско, Калифорнія, и пока написали, пока получили отвѣтъ — уніаты не спали. Собрали новый митингъ въ Ст. Клейръ, Па., на которомъ было избрано четыре человѣка: Григорій Полянскій, Іоаннъ Куней, Михаилъ Угринъ и Михаилъ Феріо, которые и отправились искать Православной вѣры къ уніатскому священнику о. Яцковичу въ Лансфордъ, Па. О. Яцковичъ принялъ делегатовъ ласково, угостилъ ихъ и на другой же день оставилъ Лансфордъ. Прибывши въ Ст. Клейръ, онъ занялъ приходъ и постарался заприсягнути почти всѣхъ братчиковъ, выше упомянутого братства отъ Православнаго братства и отъ Православной вѣры, такъ что изъ пятидесяти семи братчиковъ осталось только тринадцать вѣрныхъ Православію. И изъ нихъ впослѣдствіи организовался Православный Приход. Первыми организаторами прихода были въ большинствѣ выходцы изъ села Камянной, Сандецкаго повѣта: Авксентій Хилякъ, Іоаннъ Гогоцъ, Діонисій Ядловскій, Феодоръ Гогоцъ, Филиппъ феценко, Евгеній Гогоцъ, Николай Полывка, Фаддѣй Цидыло, Андрей Гербутъ, Іоаннъ Окаль Григорій Стегначъ, Кипріань Стечъ и Іоаннъ Мандякъ.

И въ 1900 году наняли за двадцать пять долларовъ въ мѣсяцъ у лютеранъ часовню и начали отправлять богослуженія по Православному чину. Первымъ Православнымъ священникомъ былъ о. Миронъ Волкай временно наѣзжая изъ Шептонъ, Па. Послѣ наѣзжали о. Илія Клопотовскій изъ Олдъ Форджъ, Па., и о. Александръ Немоловскій изъ Рединга.

Въ январѣ 1901 года Авксентій Хилякъ за свои гроши купилъ полтора акра земли подъ кладбище, на Арноутсъ-Аддишіонъ за 550.00 долларовъ, заплативъ 150 долларовъ, а остальные подъ закладную.

Въ 1902 году Высокопреосвященнѣйшій Тихонъ Архіепископъ Сѣверо-Американскій и Алеутскій посвятилъ кладбище.

Въ 1906 году за 3,200.00 долларовъ купленъ домъ и лотъ подъ церковь, на что было занято у Фадѣя Цидыло 1,000 долларовъ и у Авксентія Хиляка 1,100 долларовъ. Домъ былъ отремонтированъ. И первымъ постояннымъ священникомъ былъ о. Владышевскій. При о. Рубинскомъ былъ организованъ хоръ. Исполняющим должность псаломщика за первые пятнадцать лѣтъ былъ Іоаннъ Гогоцъ.

Сначала приходъ былъ бѣдный. Народу было мало и поэтому настоятели церкви мѣнялись часто. Изъ Протокольной Книги видно, что настоятелями прихода были слѣдующіе священники: Василій Лисенковскій, іеромонахъ Кійко, Михаилъ Фекула, Григорій Вархолъ, Іосифъ федоронко, Димитрій Зчменевъ, іеремонахъ Веніаминъ Басалыга, іеромонахъ Ерофей Луцыкъ, Іоаннъ Лампартъ, Николай Синявскій, Феодосій Кирилюкъ, Феодосій Кульчицкій, Корнилій Цвигунъ, Елисей Лиликовичъ, Константинъ Сухоставскій, Петръ Сѣмашко, Илія Клопотовскій, Василій Петрецкій и нынѣ настоятельствующій Андрей Скрыпкинъ-Кухарскій.

Изъ Отчетной Вѣдомости за 1915 годъ видно, что приходъ состоялъ изъ слѣдующихъ племенъ Русскаго народа: 39 великороссовъ, 123 галичанъ, 6 угророссовъ.

Приходъ развился и достигъ своего самаго наивысшаго апогея при церковномъ старостѣ Каминскомъ, при настоятелѣ о. Игуминѣ Феодосіи Кульчнцкомъ и при Діаконѣ Григоріи Романовѣ. Тогда былъ реорганизованъ хоръ, сорганизованъ балалаечный оркестръ и драматическій кружокъ, которыми было дано нѣсколько концертовъ и представленій.

Хоръ былъ очень хорошъ при псаломщикахъ Колосѣ, Шептенко и Фечнна.

О. Корнилій Цвигунъ былъ самымъ долголѣтнимъ и трудолюбивымъ настоятелемъ: давалъ представленія. При немъ 15 августа 1926 года Пѣвческій Кружокъ подарилъ для кладбища великій каменный крестъ-памятникъ, который освятилъ тогда же съ сонмомъ окружнаго духовенства Высокопреосвященнѣйшій Платонъ, Митрополитъ всея Америки и Канады.

Много потрудились также о. Елисей Лиликовичъ, Константинъ Сухоставскій и Илія Клопотовскій, какъ знающіе музыку, и при нихъ хоръ пѣлъ очень хорошо.

St-Clare, Pa., Авксентій Хилякъ, Hilyak, Hilak, Hillock
ПОСТРОЙКА ЦЕРКВИ

Авксентій Хилякъ, при постройкѣ Церкви былъ архптекторомъ, столяромъ, плотникомъ и главнымъ мастеромъ, и при помощи Евгенія Гогоца построилъ церковь. Иконы для иконостаса написаны Іосифомъ Вархоломъ.

23 Іюня 1927 года было переписано изъ Свято-Троицкаго Братства на Свято-Успенскій Русскій Православный Приходь кладбище.

Въ 1929 году Авксентіемъ Хилякомъ была отремонтирована дорога на кладбище — “цементар", которая обошлась ему 682 доллара и 72 сента. Сдѣлавши такую великую работу Авксентій Хилякъ просилъ членовъ прихода, чтобы ему записали вышеупомянутую сумму за коллекту.

14 января новаго стиля 1939 года какъ разъ на нашъ Новый Годъ, во время служенія Вечерни въ 7:30 вечера наша церковь погорѣла. Получивши 1,200.00 долларовъ страховки, сдѣлали генеральный ремонтъ церкви: перестроили совершенно иконостасъ. Для иконостаса написалъ за 300.00 долларовъ 13 новыхъ иконъ Фотій Петровичъ Бодасюкъ. Подъ церковный полъ даны новый балки — “бимы”, потолокъ — “стеля” церкви и школы былъ обитъ листами желѣза нержавѣющею жестью. Отремонтирована и разширена школа. Церковь и школа покрашены маслянной краской. Вокругъ церкви и подъ церковью, а также частью подъ парафіальнымъ домомъ проведены “суръ”, закопаны 274 фута 6-цалевыхъ трубъ. Отремонтировано отопленіе въ церковной школѣ, и подъ парафіальнымъ домомъ: поставлень новый “бойлеръ”, который обогрѣваетъ церковь, домъ и школу. Кромѣ всего надь церковью возведена новая крыша.

Всей работой завѣдывалъ, какъ “менеджер”, Авксентій Хилякъ.

Андрей Скрыпкинъ-Кухарскій, Andrew Skripkin-Kuharsky

Приходь въ настоящее время стоитъ твердо на Русской Православной почвѣ. Никогда въ своей исторіи не шатался и ни о какнхъ новыхъ “юрисдикціяхъ” не помышлялъ.

Въ приходѣ въ настоящее время есть хоръ, который выступалъ два раза въ Лэйквудѣ на Русскихъ Дняхъ подъ управленіемъ священника Андрея Скрыпника-Кухарскаго.

Въ приходѣ есть школа, въ которой насчитывается 40 учениковъ, которыхъ учитъ священникъ.

Въ приходѣ есть четыре великихъ братства и два малыхъ: Общество Русскихъ Братствъ — 76 членовь; Братство для дѣтей — 8 членовъ; Общество Взаимопомощи — 18 членовъ; Женское Общество Взаимопомощи — 22 члена; Православное Соединеніе — 35 членовъ; Братство для дѣтей — 19 членовъ; Алтарный сполокъ — 18 членовъ.

Вь 1940 году въ церковномъ комитетѣ состоятъ слѣдующія лица:

Церковным старостой — Андрей Дроздякъ.
Менаджеромъ — Авксентій Хилякъ.
Кассиромъ — Іоаннъ Хорватъ.
Финансовымъ секретаремъ — Василій Дроздякъ.
Протокольнымъ Секретаремъ — Семенъ Феценко.

Немного есть у насъ въ настоящее время прихожанъ, но всѣ работаютъ дружно: — вѣря, что въ сдиненіи сила и что кому Церковь Мать тому и Богъ Отець.

Да вознаградитъ Господь ихъ сторицею за ихъ труды и жертвы.

Утверди Боже Православную Вѣру, нашъ Свято-Успенскій Приходь и весь Православный Русскій народъ во-вѣкъ-вѣка.


Настоятель Священникъ
Андрей Скрыпкинъ-Кухарскій

St-ClarePainsideview

[BACK]