Митрополіи И Патріархія На Руси — К. Видикавскасъ
ИСТОРІЯ русского народа говоритъ намъ, что русскій вел. князь Владиміръ принялъ отъ грековъ Христіанскую вѣру и затѣмъ въ 988 г. призвалъ въ Кіевъ греческихъ священниковъ, чтобы крестили весь русскій народъ въ Христіанство по обряду восточной христіанской церкви.

Въ томъ часѣ Христова вѣра была уже роспространена между славянскими племенами: болгарами, сербами, хорватами, словенцами и чехамиморавянами, где божественную науку Христа роспространили братья св. Кириллъ и Мефодій, которыи перевели греческое богослуженіе на славянскій языкъ — на тотъ языкъ, на якомъ по нынѣ вся Русь, а также православная Сербія и Болгарія, возносятъ въ церквахъ молитвы къ Богу.

По принятію христіанства, въ Кіевѣ была основана митрополія, а также епископства и монастыри въ удѣльныхъ княжествахъ. Русскій митрополиты, сначала кіевскіи, а позднѣйше московскіи, стояли во главѣ своихъ епархій до 1589 г., до часу, когда на Руси было учреждено патріаршество. Первыи митрополиты жили въ Кіевѣ но, звычайно, избирались и посвящались патріархами въ Константинополѣ — въ Греціи. Послѣ разгрома Кіева татарами въ 1224 г., кіевскіи митрополиты жили в Владимірі на Клязьмѣ, а затѣмъ митрополитъ св. Петръ въ 1308 г., переселился съ Владиміра въ Москву и тамъ, въ Москвѣ, 1328 года была учреждена митрополича каѳедра.

Когда Кіевскую Русь завоевали литовскіи князи, въ Кіевѣ была поновно учреждена митрополія, которая, по приказу литовскихъ князей, въ 1458 г., отдѣлилась отъ московской митрополіи.

Кіевскихъ митрополитовъ назначали и возводили въ санъ епархіальныхъ начальниковъ — константинопольск. патріархи, а снова московскихъ митрополитовъ, съ 1448 г. избиралъ и назначалъ соборъ епископовъ.

По правилу, тогдашной русской православной церкви, епископа назначалъ митрополитъ для каждого княжества, а такъ якъ въ тѣхъ часахъ на Руси было много удѣльныхъ княжествъ, то и епископовъ было много—одинъ въ каждом удѣльномъ княжествѣ.

Въ тѣхъ давныхъ часахъ по паденію Кіевского Княжества, Галичина, Буковина, Волынь и Холмская Русь становили одно галицко-волынское княжество, въ которомъ престольнымъ княжескимъ городомъ былъ сначала Владиміръ волынскій, затѣмъ Галичъ и напослѣдъ Львовъ. Въ томъ-то Владимірѣ волынскомъ, якъ доказуютъ историческіи записки, было учреждено въ 992 г. русское православное епископство. Еще позднѣйше возникло холмское княжество и въ слѣдъ за тѣмъ въ Холмѣ было въ 1250 г., учреждено холмское епископство, въ Перемышли перемышльское. До перемышльского епископства принадлежали и русскіи православный люди жіющіи за Карпатами подъ властью мадьяръ—въ тогдашной Угорской а нынѣ Карпатской Руси. Къ перемышльскому епископу принадлежала также нынѣшняя Лемковщина. Въ тѣхъ часахъ перемышльское епископство было одно съ найбольшихъ. Латинскій польскій епископъ Станиславъ Сарновскій, писалъ папѣ Александру VII 1660 г., что русская перемышльская епархія числила 3,400 приходовъ и около три милліоыны душъ.

По упадку кіевского княжества, до силы прійшло галицко-волынское княжество. Галицко-волынскій князь Юрій I захотѣлъ мати въ своемъ княжествѣ митрополита въ Галичѣ, чтобы тѣмъ способомъ Галичъ былъ признанъ столицею русской земли. Для переведенія того постановленія, князь Юрій послалъ въ Константинополь монаха Петра, который прославился своей набожностью и смиренностью въ окрестности Равы Русской, где онъ жилъ въ обители надъ рѣкою Ратвой и отъ того—названъ Петромъ Ратневскимъ.

Патріархъ удовлетворилъ прошенію князя Юрія и поставилъ монаха Петра 1308 г., Митрополитомъ не только галицко-волынского княжества но и митрополитомъ всея Руси. Однакъ митропол. Петръ, предчувавшій паденіе галицко-волынского княжества, съ Константинополя поѣхалъ въ Москву и тамъ учредилъ митрополію всея Руси. Итакъ русскій галичанинъ-карпатороссъ былъ першимъ митрополитомъ всея Руси, а въ то-же время предшественникомъ патріаршества.

Князь Юрій не оставилъ по собѣ потомка и на немъ кончился родъ Рюриковичей. Галицко-волынскіи бояре избрали въ 1322 г. княземъ галичко-волынского княжества польского князя Болеслава Мазовецкого — съ тѣмъ, что онъ долженъ приняти православную вѣру. Болеславъ принялъ православіе, но въ души, якъ показалось, осталъ католикомъ, старался олатинищити ему подчиненный русскій народъ и довелъ до того, что былъ боярами прогнаный съ галицко-волынского престола

Съ того скорысталъ польскій король Казимірь, якій неожиданно напалъ на галицко-волынское княжество и занялъ его столицю—Львовъ. Съ того часу, съ 1340 г., по наши времена, Галицкая Русь и ей престольный городъ Львовъ, находился подъ властью поляковъ до 1796 г., сверхъ 450 лѣтъ — до послѣдного роздѣлу Польши, съ 1796 г.до 1919 г., сверхъ 100 лѣтъ, подъ властью Австро-Венгріи а съ 1919 года до, пока неизвѣстного времени, опять подъ властію Польши.

Галицкая Митрополія.

Король Казиміръ сначала старался приподобатись галицкимъ боярамъ. Онъ постановилъ поставити въ Галичи митрополита, чтобы тѣмъ способомъ оттягнути Галицкую Русь отъ связи съ Русью Московскою и московскимъ митрополитомъ. Съ тою цѣлью, король Казиміръ просилъ константинопольского патріарха, чтобы поставилъ для православного народа въ Галичинѣ независимого отъ Москвы митрополита. Коли патріарxъ откладалъ прошеніе, то Казиміръ написалъ ему: «Если для Галицкой Руси не буде поставленъ отдельный митрополитъ, то я всѣхъ православныхъ въ той области перекрещу на латинскую вѣру». Такой угрозы астрашился патріарxъ и назначилъ первымъ галицкимъ митрополитомъ — Антонія, которому подчинены были русскіи православныи епископы въ Перемышли, Холмѣ, Радовцяхъ—на Буковинѣ и Романахъ—въ нынѣшной Румыніи.

Однакъ галицко-русская митрополія просуществовала только до 1414 г. Казиміръ основалъ въ Львовѣ латинское архіепископство а православную митрополію въ Галичи уничтожилъ. Русскіи епископы остались только въ Перемышлѣ и Холмѣ.

Въ 1474 г. польскій король Казиміръ Ягайловичъ возстановилъ поновно православную митрополію, а то длятого, что когда въ Польшѣ не было митрополита, то православныи русскіи люди жіющіи въ Польшѣ, признавали своимъ митрополитомъ московского митрополита. Жіющій въ Польшѣ митрополитъ титуловалъ себе Кіевскимъ и всея Руси митрополитомъ, хотяй онъ не жилъ въ Кіевѣ. Также московскій митрополитъ титуловалъ себе Кіевскимъ и всея Руси.

Соперничество о титулѣ Кіевского митрополита продолжается до теперь. Примѣромъ нынѣшній галицкій уніатскій митрополитъ, Андрей Шептицкій, хотяй и полякъ съ роду, титулуетъ себе — галицкимъ и кіевскимъ митрополитомъ. Снова быв. прав, кіевскій митрополитъ Антоній, жіющій нынѣ якъ бѣженець въ Сремскихъ Карловцахъ въ Сербіи, хотяй не управляетъ кіевской епархіей, титулуетъ себе — митрополитъ кіевскій и галицкій. Также глава Правславной Церкви въ Польшѣ митрополитъ Діонисій варшавскій не отказуется стъ титула кіевского митрополита. И Богъ вѣсть, чи первая въ Кіевѣ учрежденная митрополія на зарѣ роспространенія христіанства на Руси, — опять станетъ первой митрополіей всея Руси, а быти можетъ вторымъ на Руси—кіевскимъ патріаршествомъ.

Россійское Патріаршество.

Начало патріаршества въ Русской Православной Церкви было положено въ 1589 г., въ царствованіе царя Ѳеодора Іоанновича, сына царя Іоанна Грозного.

Первымъ патріарxомъ Русской Православной Церкви былъ московскій митрополитъ Іовъ. По короткомъ царствованіи Ѳеодора Іоанновича, царскій престолъ занялъ бояринъ Борисъ Годуновъ. Тогда то началось на Руси смутное время. Борысъ Годуновъ, якого обвиняютъ въ убійствѣ царевича Димитрія, въ короткомъ часѣ померъ. По его смерти появился Лжедимитрій, монахъ Григорій Отреньевъ, который, при помощи поляковъ, занялъ Москву и проголосилъ себе царемъ. Патріарxъ Іовъ былъ лишенъ Лжедимитріемъ сана и сосланъ въ Св.-Троицкій монастырь коло Москвы. На мѣсто Іова былъ возведенъ въ патріархи рязанскій епископъ Игнатій—Грекъ.

Монахъ Гришка не долго занималъ царскій престолъ. Въ Москвѣ его не полюбили за то, что онъ связался съ іезуитами-латинянами и свой дворъ и себе окружилъ поляками, не соблюдалъ посты и велъ развратную жизнь. Въ народѣ скоро рознеслись слухи, что царь еретикъ. Въ майскую ночь 1606 г. въ Москвѣ противъ самозванца-царя повсталъ бунтъ. Лжедимитрій и много поляковъ были убиты, а патріарxъ Игнатій утѣкъ изъ Москвы въ Польшу. На освободившійся царскій престолъ бояре избрали царемъ боярина Василія Шуйского, а на патріаршую каѳедру Казаньского митроплита Гермогена. Служеніе патріарха Гермогена, совпало въ найтяжшій часъ смутного времени на Руси. Послѣ изверженія съ царского престола монаха Гришки, на Руси стали появлятись новыи самозванцы вся Русь попала въ виръ волненій. Въ Москвѣ съорганизовалась партія, которая хотѣла, чтобы на царскій престолъ возвести польского королевича Зигмунда, но — патріархи Гермогенъ твердо стоялъ за царя Василія Шуйского, однакъ бояре извергли Шуйского съ царского престола и онъ насильно былъ постриженъ съ монахи. Партія приверженцевъ польского королевича, избрала посольство и послала къ польскому королю Зигмунду, чтобы онъ позволилъ своему сыну-королевичу Владиславу, занятый царскій престолъ. Патріархи Гермогенъ предложилъ посламъ, чтобы они потребовали, абы королевичъ Владиславъ безусловно принялъ православную вѣру. Король Зигмундъ не согласился на предложеніе московскихъ пословъ, а заявилъ, что онъ самъ намѣренъ заняти царскій престолъ. Когда послы на тое не согласились, то Зигмундъ арестовалъ ихъ и начали собирати польскіи войска для военного похода на Москву. Слухи о арестѣ пословъ и военномъ походѣ Зигмунда—вызвали волненія. Было объявлено народное ополченіе, чтобы не допустити Зигмунда въ Москву.

Патріархи Гермогенъ призвалъ весь русскій народъ, чтобы сталъ на защиту православной вѣры и царского престола. Народъ откликнулся на призывъ патріарха, къ Москвѣ начали наближатись народныи ополченцы. Переляканныи поляки и ихъ приверженцы обратились къ патріарху, чтобы онъ остановилъ ополченцевъ, но патріархъ не только не согласился остановити ополченцевъ, но потребовалъ отъ поляковъ находящихся въ Москвѣ, чтобы оставили городъ. Поляки схватили патріарха и поставили подъ стражу. Поступокъ поляковъ вызвалъ среди русского народа огорченіе и гнѣвъ. Изъ Троицкой лавры рознесся призывъ на всю Русь, чтобы ставати на защиту прав. вѣры и отечества передъ поляками.

На призывъ Троицкой лавры, новгородскій мясяръ Кузма Мининъ сталъ собирати народное ополченіе, которое, подъ предводительствомъ князя Пожарского, — быстро поступило къ Москвѣ. Къ новгородскому ополченію прилучились ополченія изъ другихъ городовъ и областей. Находящіися въ Москвѣ поляки попали въ страхъ, а то тѣмъ больше, что самы москвичи гдѣ только было возможно, убивали ихъ, и поляки поспѣшно утѣкали въ Польшу.

Такъ то Москва, а съ ней и вся Русь, была спасена отъ поляковъ въ ноябрѣ 1612 г., а въ февралѣ 1613 г., въ Москвѣ, на русскій царскій престолъ былъ избранъ молодый князь Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ.

Патріархи Гермогенъ умеръ въ арестѣ отъ голода. За свой подвигъ и защиту прав. вѣры и отечества, русскій народъ вписалъ его въ исторію великихъ подвижниковъ русской земли.

Псолѣ Гермогена, въ Москвѣ было нѣсколько патріарховъ но ни одинъ не отличилъ себе отличающимся подвигомъ на патріаршомъ престолѣ.

Послѣднымъ изъ патріархов, до учрежденія Синода царемъ Петромъ Великимъ, былъ Адріань. Когда онъ померъ, царь Петръ уничтожилъ на Руси патріаршество и въ 1721 году основалъ духовную колегію, которую черезъ два года переименовалъ въ Святѣйшій Синодъ. Синодъ былъ признанъ восточными патріархами, якъ законное учрежденіе для управленія русской православной церковью. В состав Синода входили: предсѣдатель, два вице-предсѣдатели, четыри советники и четыри ассесоры. Всѣ избирались изъ епископовъ, настоятелей монастырей и протоіереевъ. При Синодѣ находился представитель правительства съ титуломъ оберпрокуратора. Всѣ епископы выбирались Синодомъ и передъ посвященіемъ складали присягу на вѣрность правительству и Синоду.

Синодальное управленіе Русской Православной Церковью продолжалось съ 1721 г. до 1918 г., около 200 лѣтъ. Въ 1917 г. на Руси былъ поновно избранъ на московскомъ соборѣ епископовъ и мірянъ— Патріархъ всея Руси Тихонъ, однакъ ему недолго прійшлось занимати патріаршій престолъ ибо въ 1925 г, онъ былъ арестованъ и по роспоряженію совѣтского правительства заточенъ въ Донскій монастырь гдѣ, неодовга послѣ ареста, умеръ. Патріарxъ Тихонъ, подобно якъ Гермогенъ, отличилъ себе, яко неустрашимый защитникъ Русской Православной Церкви тѣмъ, что коли большевики подняли гоненія на вѣрующій русскій народъ и его храмы, то Патріарxъ Тихонъ не побоялся бросити на гонителей клятву. Онъ всенародно провозгласилъ: «Проклятіе вамъ большевики!» Клятва та по нынѣ почиваетъ на большевикахъ и быти можетъ, прійдетъ время, что она розразится народнымъ отмщеніемъ.

Будущое Патріаршество на Руси.

По смерти патріарха Тихона, совѣтская власть не даетъ русскому православному духовенству и мірянамъ созвати соборъ и избрати нового патріарха, который возстановилъ-бы въ Русской Православной Церкви въ Россіи и за ея пределами — порядокъ и повиновеніе и одну законную церковную власть. Въ послѣдствіе того, нынѣ церковная власть въ руской прав, церкви, проявляется въ нѣсколькихъ отдѣльныхъ церковныхъ учрежденіяхъ.

Итакъ въ Россіи, въ заключенію находится митрополитъ Петръ, якій является блюстителемъ патріаршого престола. По его смерти, блюстителемъ патріаршого престола будетъ провозглашенъ другій митрополитъ. Такъ, по утвержденію іерарховъ прав. церкви, будетъ продолжатися до тѣхъ поръ, пока въ Россіи явится возможность созвати законный црековный соборъ и на немъ избрати законного все-русского патріарха.

Съ розрѣшенія большевиковъ, православною церковью въ Россіи управляетъ митрополитъ Сергій, который пріурочуетъ свою власть и на зарубежныи рускіи прав. церкви — на Дальномъ Востокѣ, въ Европѣ и Америкѣ, однакъ, въ настоящую пору, его голосу никто изъ зарубежныхъ епископовъ и епархій — не повинуется.

Бѣжавшіи изъ Россіи отъ большевитского террора рускіи правосл. епископы во главѣ съ митрополитомъ Антоніемъ съорганизовали въ Сербіи въ Сремскихъ Карловцахъ, Заграничный Синодъ, якій провозгласили высшимъ церковнымъ управленімъ за предѣлами Россіи, однакъ не всѣ заграничный епископы подчинются Карл. Синоду.

Вообще о русскихъ православныхъ патріархахъ можна сказати, что всѣ русскіи патріархи стойко стояли за русскую православную вѣру и русскій народъ и если было нужно, отдавали на олтарь прав, народа свою жизнь. Они, патріархи сохраняли цѣлость русской православной церкви и въ тѣмъ цѣлость державы и русского народа.




Если хочешь въ раю быть,
То умей и тутъ ты жить:
Не убій, не укради
И ближняго ты люби;
Но не словомъ, лишь деломъ:
Въ нужде, хлѣба-же кускомъ...
Чти и Бога ты—молись,
Передъ Нимъ-же поклонись
Въ церкви, въ хате и вездѣ;
Даже, братъ, и въ кабакѣ.
К. Видикавскасъ.

[BACK]