Католики Въ Соед. Штатахъ

Якую силу представляютъ собою католики въ Соед. Штатахъ? Чи могутъ они дѣйствительно подчинити своему контролю ту великую Сѣверо-Американскую республику, якъ то рисуютъ себѣ въ воображеніи многіи члены протестантскихъ церквей въ Америкѣ ?

Большинство отвѣтовъ на тѣ вопросы сводилось къ тому, что католики въ Соед. Штатахъ представляютъ громадную силу, что та сила изъ года въ годъ увеличивается, и что они представляютъ серьезную опасность для республиканского и демократического строя Америки. Въ кандидатурѣ Ал. Смита на президентскихъ выборахъ въ 1928 году многіи американцы видѣли открытый вызовъ католиковъ американскимъ традиціямъ. То былъ первый случай въ исторіи Америки, что католикъ отважился выступити кандидатомъ въ Президенты Соед. Штатовъ. Не удивительно, что въ церковныхъ протестанскихъ кругахъ царило огромное возбужденіе и что президентская кампанія 1928 года была такой фанатичной и ожесточенной. Смитъ на выборахъ проигралъ, но несмотря на всѣ неблагопріятныи условія для демократической партіи въ томъ году, несмотря на отчаянную агитацію противъ него со стороны протестанскихъ церквей и ”сухихъ,” несмотря даже на открытую дезерцію къ республиканцамъ многихъ видныхъ демократовъ, особенно въ южныхъ демократическихъ штатахъ, несмотря на все то Смитъ собралъ больше голосовъ, чѣмъ который угодно изъ демократическихъ кандидатовъ въ Соед. Штатахъ. То огромное число голосовъ, собранныхъ Ал. Смитомъ въ 1928 году, усилило еще больше тревогу среди протестантовъ, и съ другой стороны подняло духа у католиковъ и укрѣпило ихъ надежды на то, что придетъ еще время, коли Соед. Штаты будутъ католической страной, т. е. будутъ управлятись католиками.

Впрочемъ, надежды католиковъ и раньше не были пустой мечтой, а опиралися на солидныхъ фактахъ бурного роста католической церкви за минувшіи 150 лѣтъ существования Соед. Штатовъ. Если архіепископъ Ирландіи сорокъ лѣтъ тому назадъ заявилъ, что ”нашей цѣлью есть сдѣлати Америку католической,” то онъ говорилъ то на основаніи прогресса, сдѣланного уже тогда католической церковью въ Соед. Штатахъ. Съ тѣхъ поръ католики въ Соед. Штатахъ достигли еще болынихъ успѣховъ во всѣхъ областяхъ жизни и ихъ число увеличилось въ три раза.

Въ самомъ началѣ существованія Соед. Штатовъ, въ 1790 году, когда свящ. Джонъ Карроль былъ назначенъ первымъ католическимъ епископомъ Валтиморскимъ съ юрисдикціей на всю территорію Соед. Штатовъ, число всѣхъ католиковъ въ сей странѣ достигало съ трудомъ 30,000 человѣкь. Въ Соед. Штатахъ находилось тогда только 25 католическихъ священниковъ. Но послѣ того и число вѣрныхъ и число духовенства росло быстро съ каждымъ годомъ. Иммигранты изъ Ирландіи были основой, на которой строила свое развитіе католическая церковь. Когда позже открылась эмигращя въ Соед. Штаты изъ южной и центральной Европы, где населеніе въ огромной массѣ католическое, то ростъ католической церкви былъ еще быстрѣшимъ. Согласно вычисленіямъ Джона Гилмара Ши, число католиковъ въ Соед. Штатахъ за минувшихъ 70 лѣтъ росло слѣдующимъ порядкомъ:

1850 г. — 1,767,841
1860 г. — 3,392,980
1870 г. — 4,901,980
1880 г. — 7,026,820
1890 г. — 10.419,668
1900 г. — 13,537,697
1910 г. — 18,483,320
1920 г. — 22,733,254

Офиціальный Католйческій Руководитель приводитъ значительно низшіи цифры, но К. Руководитель считаетъ за католиковъ только тѣхъ, кто числится членомъ того или другого католического прихода. Напримѣръ, Католическій Руководитель за 1928 годъ насчиталъ католиковъ въ Соед. Штатовъ только 19,689,049 человѣкъ.

Въ томъ же году, согласно даннымъ Католического Руководителя, въ Соед. Штатахъ было:

7,061 приходаская начальная католическая школа съ 2,281.837 учениками. Въ тѣхъ школахъ ученики получали, кромй светского образованія по программѣ публичныхъ начальныхъ школъ, еще и религіозное воспитаніе подъ руководствомъ католическихъ монахинь и сященниковъ.

225 среднихъ школъ, калледжей и университетовъ для юношей и 729 академій для дѣвицъ.

Главнымъ католическимъ учебнымъ заведеніемъ въ Соед. Штатахъ считается Catholic University of America въ Вашингтоні, основанный въ 1887 году папой Львомъ XIII и американскими католическими іерархами. 10 изъ католическихъ калледжей и университетовъ находились подъ руководствомъ іезуитовъ Для воспитанія священниковъ имѣлись 136 семинарій, въ которыхъ находилось 14,432 воспитанника.

Въ главѣ католической церкви въ Соед. Штатахъ находится апостольскій делегатъ въ Вашингтонѣ, 4 кардинала, 15 арxіепископовъ и 103 епископа.

Въ 1929 году было 18,370 діецезальныхъ священниковъ. подчнненныхъ непосредственно епископамъ, и 7,403 членовъ разныхъ орденовъ, находящихся подъ надзоромъ епископовъ,—всего 25.773 священника.

Въ томъ же году насчитывалось 11,699 католическихъ церквей съ постоянными священниками и 6,175 т. н. миссіонерскихъ церквей— всего 18,293.

Католики въ Соед. Штатахъ издаютъ сотни газетъ и журналовъ. Къ тому слѣдуетъ добавити множество католическихъ организацій бдаготворительныхъ, культурно-просвѣтительныхъ, профессіональныхъ и т. д. Особенно широкой извѣстностью пользуется организація Рыцарей Колумба (Knights of Columbus), насчитывающая около 1.000,000 чденовъ. Затѣмъ можно упомянути еще наиболѣе важныи: Саtholic Educational Association, The National Conference of Catholic Charities, The Catholic Hospital Association, The International Catholic Guild of Nurses, The Catholic Near East Welfare Association и др.

Послѣ сокращенія иммиграціи въ католическихъ, организащяхъ затираются все больше національныи различія, и онѣ становятся общеамериканскими католическими организаціями, объединяющими католиковъ, безъ различія ихъ, національного происхожденія или мѣста рождения.

Громадное большинство американского народа принадлежитъ къ разнымъ протестантскимъ церквамъ. То большинство, якъ можно было ожидати, относилось всегда съ подозрѣніемъ къ католической церкви и взирало съ тревогой на каждое усиленіе католического вліянія въ странѣ. Первоначально въ большинствѣ колоній вообще было запрещено селитись католикамъ. Позже, когда Конституціей Соед. Штатовъ, была гарантирована всѣмъ гражданамъ свобода вѣроисповѣданія, подобныи запрещенія были уже невозможны, но въ разныи времена въ Соед. Штатахъ возникали частный протестантскіи антикатолическіи организаціи, который ставили своей цѣлью препятствовати католикамъ пользоватись гражданскими правами или занимати высшіи должности въ державной службѣ. Цѣлый рядъ писателей доказывали, что между ученіемъ католической церкви и республиканскимъ демократическимъ строемъ существуетъ неустранимое противорѣчіе, и что вѣрный членъ католической церкви не можетъ быти лояльнымъ американскимъ гражданиномъ.

Къ наиболее извѣстнымъ антикатолическимъ организацьямъ того рода принадлежали: The Know-Nothing (1855-61), The American Protective Association (1896) и въ самое последнее время Тhe Ku Klux Klan.

Но самъ собою возникаетъ вопросъ, чи всѣ тѣ страхи протестантовъ оправданы? Даже если допустимъ, что число католиковъ въ Соед. Штатахъ достигаетъ 25 миллюновъ душъ, то и такъ то будетъ только 20 проц. всего населенія страны. Въ прошломъ быстрый ростъ католиковъ въ Соед. Штатахъ происходилъ благодаря массовой иммиграціи. Теперь, послѣ ограниченія иммиграціи, приростъ католического населенія, навѣрно, не будетъ пропорціонально болыпимъ, чѣмъ общій приростъ населенія страны. Если католическое духовенство и теперь еще надѣется сдѣлати Америку католической, то та цѣль можетъ быти достигнута лишь путемъ обращенія протестантовъ въ католиковъ. А то не легкая задача въ наше время религіозного индиферентизма.

Вывшій секретарь У. М. С. А. Джонъ Ф. Муръ выпустилъ въ прошломъ году интересную книгу п. з. ”Чи Америка будетъ католической?” Въ той книгѣ онъ приходитъ къ заключенію, что о ніякой католической опасности въ Соед. Штатахъ говорити не приходится, бо силы ихъ въ послѣднее время не только что не увеличиваются, но замѣтно уменьшаются. Если католики въ Соед. Штатахъ до сихъ поръ не добились болѣе значительного вліянія на политическую жизнь страны, то у нихъ нѣтъ шансовъ на улучшеніе своего положеній въ будущемъ.

Авторъ приводитъ рядъ причинъ, который дѣйствуютъ против католиковъ:

1) ограниченіе иммиграціи;
2) переходь къ другимъ вѣроисповѣданіямъ;
3) целибатъ духовенства;
4) концентрація католического населенія въ городахъ.

По словамъ автора, 75 проц. всѣхъ американскихъ католиковъ живутъ въ городахъ, где большіи семьи быстро исчезаютъ. Между тѣмъ 75 проц. американскихъ протестантовъ живутъ въ фармерскихъ районахъ где еще возможны большіи семьи. Проф. Галпинъ, изъ федерального Департамента Земледѣлія, указалъ недавно на фактъ, что 32,000,000 человѣкь, живущихъ въ фармерскихъ округахъ, имѣютъ на 4,000,000 больше дѣтей, чѣмъ 32,000,000 человѣкъ, живущихъ въ городахъ.

Проф. Муръ опровергаетъ мнѣніе нѣкоторыхъ протестантскихъ писателей, что католики занимаютъ много высшихъ должностей въ державной службѣ. Онъ изслѣдоваль этотъ вопросъ и нашелъ, что католики занимаютъ совершенно незначительное положеніе въ державной службѣ. Изъ 43 высшихъ урядниковъ Гесударственного Департамента (министерства иностранныхъ дѣлъ), которыхъ имена помѣщены въ Конгрешэнелъ Директори”, только 3 оказались католиками; въ министерствѣ финансовъ изъ 129 лицъ, указанныхъ въ ”Конгрешэнелъ Директори”, четыре католики; въ министерствѣ справедливости изъ 34 лицъ только три католики. Въ кабинетѣ Президента Гувера нѣтъ ни одного католика, а среди судей Верховного Суда только одинъ католикъ. Изъ 48 штатовъ Союза въ моментъ изданія книги Мура ни одинъ не пмѣль католика губернатора. Тоже среди членовъ 72-го Конгресса католики представлены чрезвычайно слабо: изъ 98 сенаторовъ только 6 принадлежатъ къ католической церкви, а изъ 435 представителей — только 35.

Изъ того видно, что католики играютъ совершенно незаметную роль въ политической жизни страны. Масоны, которыхъ въ Соед. Штатахъ насчитывается немного больше, якъ 3,000,000 человѣкъ, имѣютъ 65 своихъ членовъ въ Сенатѣ, 304 въ Палатѣ Представителей и 36 губернаторовъ.

На основаніи тѣхъ и многихъ другихъ фактическихъ данныхъ, авторъ книги приходитъ къ заключенію, что католики въ Соед. Штатахъ не только не могутъ вырвати власть изъ рукъ протестантовъ но что они потеряютъ даже тѣ позиціи, якіи занимаютъ въ настоящее время. Контроль надъ дѣторожденіемъ и быстрое выролценіе ирландской расы въ большихъ городахъ Америки подрываютъ корни американской католической церкви.

Къ причинамъ, дѣйствующимъ противъ католиковъ, можно добавити еще одну, о которой Муръ не упоминаетъ: всеобщее ослабленіе религіозного начала въ жизни народа. Люди нашего вѣка интересуются больше экономическими, соціальними и политическими вопросами, чѣмъ учешемъ той или другой христіанской церкви. Католики могутъ насчитывати и 25 миллюновъ человѣкъ въ Соед. Штатахъ, но въ томъ числѣ много такихъ члеповъ, которыхъ можно назвати католиками только по имени. Подобно и среди протестантовъ можно найти много такихъ протестантовъ только по имени. Ал. Смитъ получилъ много голосовъ на президентскихъ выборахъ 1928 года, но не потому, что онъ католикъ и что католики его поддержали, а потому что простый народъ считалъ его своимъ человѣкомъ. За Смита голосовало много тѣхъ номинальныхъ протестантовъ, у которыхъ вѣроисповѣданіе не играетъ большой роли. Съ другой стороны, много католиковъ работало и голосовало противъ Смита, бо у нихъ тоже партійныи и экономически соображенія взяли верхъ надъ религіозными. При томъ ослабленіи религіозного начала трудно допустити, чтобы католическая церковь въ Соед. Штатахъ могла когда либо добитися политического контроля. Наоборотъ, болѣе правдоподобно то, что постепенно и роль протестантскихъ церквей и вообще всѣхъ старыхъ церквей будетъ уменьшатись въ жизни нашего и слѣдующихъ поколѣній Америки.

catholicsbullet

[BACK]