Краткая Исторія Коалделскаво Православнаго Прихода со Дня его Основанія 1909 - 1928 — П. І. М.


Краткая Исторія Коалделскаго Православнаго Прихода Со Дня Его Основанія 1909-1928

Кому приходилось проѣзжать по Лигай Валлей желѣзной дорогѣ съ Вилкесъ Барре, Па. въ Нью Іоркъ или же обратно, тотъ не могъ изъ окна поѣзда не любоваться чурой картиной высокихъ Макчонскихъ горъ, среди которыхъ поѣздъ извивается подобно змѣйкѣ.

Горы сіи содержатъ неископаемыя богатства каменнаго угля и этимъ своимъ богатствомъ воздвигли у своихъ подошвъ маленькіе города и даютъ средства жизни ихъ обывателямъ.

Среди множества рабочихъ, большей частью Славянъ, несчастная доля закинула сюда немало и русскаго народа. Печальная и, можно сказать, мученическая первоначальная жизнь была этихъ русскихъ эмигрантовъ. Не мало бѣдъ и скорбей выпало на ихъ долю отъ поселившихся тутъ раньше иноплеменцевъ.

Мало-по-малу русская колонія начала тутъ увеличиваться. Многіе пріѣзжали со «старого краю», другіе выписывали оттуда свои семейства, и жизнь русскаго народа на чужбинѣ, повидимому, наладилась. Среди многихъ своихъ односельчанъ и житейскія бѣды не такъ тяжелы были. Въ трудныя минуты жизни русскій народъ только надѣялся и надѣется на помощь Божію и всѣ свои скорби и печали несъ во св. храмы, гдѣ передъ алтаремъ оплакивалъ ихъ и, взирая на образъ Распятаго Спасителя, Его пречистыми ранами и кровью облегчалъ свое горе, помня слова Милостиваго Бога: «Пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обремененніи и Азъ упокою вы».

И когда наболѣвшее, измученное сердце русскаго человѣка не могло получить облегченія въ чужихъ церквахъ, когда его не могли успокоить, удовлетворить услуги чужихъ священниковъ, тогда почувствовалась необходимость сорганизовать тутъ свой русскій приходъ и построить свою церковь. Въ добромъ намѣреніи Богъ вспомогъ. Русская церковь была построена въ Лансфордѣ.

Всѣ зажили новой счастливой жизнью. Русскій народъ съ сосѣднихъ мѣстъ Коалдейлъ, Несквюегонинъ и др. сталъ объединяться возлѣ церкви, которая стала главнымъ центромъ ихъ жизни. Но врагъ рода человѣческаго не дремлетъ. Гдѣ люди сѣютъ пшеницу, онъ старается посѣять и плевелы.

Въ Прикарпатской Руси въ эти годы (1906—1908) начались нероновскія гоненія на православныхъ христіанъ. Русскіе люди за свои русскія убѣжденія, за любовь къ своей прадѣдной православной вѣрѣ, подвергались пыткамъ, мученіямъ и убійствамъ. За то, что люди не измѣняли своей прадѣрой вѣрѣ и народности, ихъ вѣшали, гноили по тюрьмамъ, убивали (о. Сандовичъ). Нашлись іуды-предатели, которые за сребренники запродали свою вѣру и народность и хотѣли запродать весь русскій народъ. Эти запроданцы натравляли дѣтей на родителей, брата на брата, подѣлили русскій народъ на безконечное число партій, образовалась партизанская борьба, самоистребленіе на ганьбу Іудъ-запродавцевъ, мадьяръ, нѣмцевъ и всѣхъ вороговъ русскаго народа.

Съ эмиграціей русскаго народа въ Америку, пріѣхали съ нимъ и его предатели. Начались и тутъ партійныя борьбы. Искренно русскій православный народъ терпѣлъ поруганія, заплеванія, творимыя не чужими, не иноплеменцами, а своими-же русскими братьями, которые «замотоличены» были предателями и повѣрили ихъ подлой наукѣ.

Къ этому же времени (1909 г.) и относится начало основанія Православнаго Коалделскаго прихода, когда сознательнѣйшіе русскіе люди, проживающіе въ Лансфордъ, Гато, Коалдейлъ, Несквюегонингъ рѣшили свергнуть съ себя иго злосчастной римской уніи и возвратиться въ лоно своей прадѣдной св. православной вѣры. Много вспомогъ въ этомъ святомъ дѣлѣ ихъ же псаломщикъ — галичанинъ Илія Гр. Борухъ. Его стараніемъ, а также стараніемъ русскаго щираго патріота Ѳеодора Плюты было созвано въ началѣ сентября «вѣче», на которое прибыли сосѣдній священникъ изъ Ст. Клеръ о. Михаилъ Фекула, а также мірскіе организаторы: Іеронимъ Луцыкъ, Викторъ Гладикъ и Иванъ Гр. Борухъ. Какъ ни старались враги мадьяроны отговорить людей отъ вѣча, къ какимъ репрессіямъ не прибѣгали они, чтобы разбить и самое вѣче, люди все же численно собрались и единодушно рѣшили быть «православными» и просить В. Преосвященнаго Архіепископа Платона принять ихъ въ ограду православной матери Церкви, подъ свой русскій святительскій омофоръ и назначить имъ священника.

Просьба была уважена, согласно распоряженію В. Преосвящ. Владыки Платона, для болѣе точнаго окончанія дѣла и приведенія всего въ порядокъ, пріѣхалъ съ Нью Іорка каѳ. протоіерей о. Александръ Хотовицкій, подъ предсѣдательствомъ котораго отбылся первый приходскій митингъ 26 сентября нов. ст. 1909 года. На митингѣ присутствовало болѣе 200 человѣкъ. На вопросъ о. Прот. Хотовицкаго: согласны ли всѣ, чтобы новоорганизованный приходъ былъ православнымъ, всѣ присутствующіе единогласно отвѣтили, что согласны. Тогда-же былъ избранъ урядъ приходскій и были рѣшены другія приходскія дѣла.

Первая литургія по православному обряду была отслужена въ праздникъ Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Совершилъ литургію о. Прот. Хотовицкій въ англійской публичной школѣ. Тамъ же совершались богослуженія и послѣ, пока враги не настояли, чтобы школа была закрыта для службъ православныхъ.

Coaldale, Pennsylvania, Orthodox Church
Общій видъ Колдейлской Русской Православной церкви и приходскаго дома

Первымъ настоятелемъ былъ назначенъ о. Михаилъ Фекула, который своимъ самопожертвованіемъ и ревностью ко св. Православію заложила прочный фундамента въ сердца своихъ прихожанъ. 

Когда власти не позволили дальше молиться въ городской школѣ, то нанятъ былъ залъ для Богослуженій, пока не построили на купленной землѣ свой небольшой храмъ. Казалось бы, что, перейдя въ свое зданіе, все пойдетъ легче и враги не такъ уже будутъ докучать, но не такъ было на дѣлѣ. Временный храмъ вызвалъ среди уніатовъ еще горшія насмѣшки.

Милостивый Архипастырь Владыка Александръ, зная, какъ тяжело приходится бѣднымъ Коалделцамъ, неразъ пріѣзжалъ къ нимъ и своимъ сердечнымъ отцевскимъ словомъ утѣшалъ молодую паству.

Въ мѣсяцѣ Мартѣ, 1912 года, о. Михаилъ Фекула былъ переведенъ въ Трой, Н. І. а замѣстителемъ его былъ назначенъ о. Іоаннъ Кедровскій. Люди приняли новаго настоятеля съ любовью и довѣріемъ. Говорятъ, гдѣ любовь, тамъ и Богъ, тамъ и помощь Его. При этой явной помощи Божіей о. Кедровскій занялся строительствомъ и благоукрашеніемъ. Въ концѣ 1912 г. началъ строить приходскій домъ для священника. Не былъ еще оконченъ домъ, какъ въ 1913 году съ благословенія Архіепископа Платона началъ строиться, по планамъ архитектора Ивана Бергезена, кирпичный пятикупольный съ колокольней храмъ въ память Рождества Богоматери. Октября 29 В. Преосвящ. Владыка Платонъ благоизволилъ лично совершить закладку новаго храма, посвятилъ краеугольный камень. Храмъ по смѣтѣ обошелся въ 45 тысячъ долл. Денегъ на постройку храма не приходилось занимать у чужихъ людей, а по прошенію о. Іоанка сами прихожане сложили изъ своихъ собственныхъ сбереженій нужную сумму. Къ 11 мая храмъ былъ почти конченъ, но не былъ украшенъ. Прихожане, услышавъ, что ихъ святитель Владыка Платонъ оставляетъ Американскую Миссію, уѣзжаетъ въ Россію, пожелали, чтобы въ новомъ храмѣ первая молитва ихъ была съ молитвой этого Владыки, чтобы онъ поблагословилъ и самый храмъ.

Какъ не занятъ былъ В. Преосвященный Владыка, но внялъ прошекію Колделцевъ и пріѣхалъ къ нимъ. 11 мая — въ день свв. первоучителей Славянскихъ Кирилла и Меѳодія совершилъ обѣдню во временномъ храмѣ Владыка, поблагословилъ новый храмъ, окропилъ его св. водою и помазалъ св. елеемъ, освятилъ паникадило и нѣсколько иконъ для новаго иконостаса.

Въ мѣс. іюнѣ 1914 г. замѣстителемъ о. Кедровскаго былъ назначенъ о. Іос. Федоренко, при которомъ и начали отправляться богослуженія въ новомъ величественномъ храмѣ. Итакъ, все необходимое для жизни прихода — храмъ, школа, приходскій домъ — были устроены, оставалось только придать имъ внутреннее и внѣшнее соотвѣтствующее благолѣпіе, черезъ которое, или въ которомъ, какъ въ зеркалѣ, отражалась бы добрая душа православнаго русскаго человѣка.

Coaldale officials, John Milashevich, Ilja Boruch
Урядники Колдейлского Православного Прихода Рождества Преcв. Богородицы съ бывшимъ настоятелемъ О. Пр. Іоной Миласевичемъ и долголѣтнимъ псаломщикомъ Иліею Гр. Борухомъ.

Въ мѣсяцѣ іюнѣ 1917 г. о. Іосифа Федоронко замѣстилъ о. Іона Милясевичъ, при которомъ и началось внѣшнее и внутреннее благоукрашеніе храма и приходскихъ строеній. И когда все было облечено въ чистыя блестящія одежды, когда во дворѣ храма благоухали цвѣты природы, внутри храма свѣтили добротою вѣры ея цвѣты, угодники Божіи, иконами которыхъ росписаны стѣны храма, когда все было облечено въ чистыя пелены, стбылось и самое крещеніе—освященіе храма, которое совершилъ полнымъ чиномъ В. Преосвященный Владыка Александръ съ сонмомъ духовенства 1-го сентября 1918 года.

В. Преосвященный Владыка, восторгаясь величіемъ и красотою храма, пообѣщалъ тогда же вложить въ сей прекрасный вѣнокъ цвѣтовъ вѣры еще новый благоухающій цвѣтокъ — нетлѣнныя мощи свв. мучениковъ Аѳонскихъ.

И этотъ столь драгоцѣнный подарокъ былъ вложенъ во св. престолъ за Архіерейскимъ богослуженіемъ 1 іюня 1919 г. В. Преосвященнымъ Владыкой Александромъ.

Черезъ пару недѣль послѣ сего торжества, а именно 10-го августа, совершилось, можно сказать, чудо въ жизни сего прихода.

Въ Америку случайно заѣхалъ В. Преосвященный Владыка Платонъ, Митрополитъ Одесскій и Херсонскій, который 29 октября 1913 года благословилъ краеугольный камень — первый цвѣтокъ сего вѣнка вѣры, и тотъ же В. Преосвященнѣйшій Владыка соизволилъ какъ бы лентой связать уже вполнѣ законченный вѣнокъ вѣры и любви его строителей-вязателей.

Michael Fekula

Нѣтъ слова для описанія радости прихожанъ, удостоившихся столь великихъ и дорогихъ гостей видѣть у себя, какъ В. Преосвященнѣйшихъ Владыкъ Митрополита Платона, Архіепископа Александра, со сонмомъ духовенства и многимъ множествомъ православнаго русскаго народа съ ближнихъ и дальнихъ мѣстъ. Церковь, вмѣщающая тысячи молящихся, была переполнена. Красота и великолѣпіе богослуженія, умилительность молитвъ овладѣли сердцами молящихся. Животворящія въ таинствѣ Евхаристіи плоть и кровь Спасителя обновили, освятили, объединили молящихся и всѣ едиными усты и сердцемъ славили Господа Бога. Подъ вліяніемъ такого возвышеннаго религіознаго настроенія, сдавалось, что это все творится не на горахъ Макчонскихъ не въ Колдейлѣ, а на горахъ Кіевскихъ, въ соборѣ Софійскомъ или же Владимірскомъ. И слова заамвонной молитвы «Благословляй благословящихъ Тя, Господи.. Освяти любящихъ благолѣпіе дому Твоего, Ты тѣхъ воспрослави Божественною Твоею силою..., убѣждали всѣхъ молящихся, что малѣйшая «іота» въ словѣ Божіемъ не остается неисполненной. А что Колделскіе прихожане любятъ благолѣпіе Божого Дома, тавъ объ этомъ свидѣтельствуетъ тѣ добровольныя жертвы, которыя они снесли сами своему священнику на украшеніе Храма. Жертволюбіе прихожанъ Колделскаго приходу видно также изъ того, что они добровольно жертвуютъ однодневную въ мѣсяцъ плату (шифтъ), получаемую отъ углевой Компаніи. Это жертволюбіе дало возможность за 10 съ половиною лѣтъ сплатить весь церковный долгъ въ суммѣ 40,000 долларовъ. Къ концу 1927 года все церковное имущество было освобождено отъ долга. Въ день Благодаренія этого года прихожане устроили благодарственное торжество, на которое пригласили Его Высокопреосвященство Митрополита Платона съ окрестнымъ, духовенствомъ. Была отслужена торжественно архіерейская благодарственная Св. Литургія по случаю этого важнаго событія въ исторіи прихода.

Ilja Boruch

На мѣсто уѣзжающаго на Родину о. Прот. Іоны Милясевича Владыкой Митрополитомъ былъ назначенъ для Колдейлскаго прихода о. Прот. Михаилъ Фекула — первый настоятель и организаторъ прихода.

Приходъ состоятъ изъ русскихъ галичанъ, угорщанъ и изъ выходцевъ Россіи. Школъ въ приходѣ четыре: въ Колдейлъ, Гато, Лалсфордъ и Несквегонингъ. Въ приходѣ есть 5 братствъ: св. Димитрія, состоящее въ Обществѣ Взаимопомощи, св. Арх. Михаила въ Гато, св. Арх. Михаила въ Колдейлъ, Товарищество Богдана Хмельницкаго — состоящія въ Обществѣ Русскихъ Братствъ, и Братство Рождества Пресв. Богородицы, самостоятельное. Есть два женскихъ Сестричества: Успенія Богоматери въ Колдейлъ и св. Великомученицы Варвары въ Гато, состоящія въ Женскимъ Обществѣ Взаимопомощи.

Coaldale women
Сестричество Успенія Пресвятой Богородицы въ Колдейлъ, Па.,
со своимъ основателемъ о. Протоіереемъ Іоной Миласевичъ.
Основано дня 4-го іюля 1917 года.

Утверди, Боже, святую православную вѣру и всѣхъ православныхъ христіанъ во вѣкъ вѣка!..


Сент. 24, 1928. Коалдейлъ, Па.
П. I. М.


——————оооХооо——————



[BACK]