КАЛЕНДАРИ ЮЛІАНСКІЙ И ГРИГОРІАНСКІЙ
(Старый стиль и новый стиль)



Въ книжкахъ и газетахъ часто читаете обозначенія Юліанскій Календарь и Григоріанскій Календарь. Послѣ даты, значитъ числа дня въ мѣслцѣ, всегда бываютъ добавки: «старого стиля» або въ скороченню «ст. ст.» или же «нового стиля» або въ скороченню: «н. ст.».

Объяснитъ тутъ коротко, откуда и якъ то пошло.

Въ давніи времена величину года измѣряли 12 лунными мѣсяцами («луна» значитъ «мѣсяцъ»).

Въ лунномъ мѣсяцѣ считали 29 дней, 12 годинъ. Два такихъ лунныхъ мѣсяца составляютъ 59 дней, черезъ что въ гражданскомъ счисленіи въ одномъ мѣсяцѣ считали 30 дней, а въ другомъ, непосредственно слѣдующимъ за нимъ, 29 дней. Весь лунный годъ состоялъ изъ 354 дней.

Позднѣйше египетскіи астрономы опредѣлили, что годъ состоятъ изъ 365 дней и 6 годинъ.

Въ 46 г. до Рождества Христова для исправленія невѣрности попередного лѣтосчисленія, Юлій Цезарь, по совѣту греческого астронома Созигена, приказалъ ввести такую долготу года въ римскій мѣсяцесловъ и по причинѣ того такое счисленіе года называеттся юліанскимъ. А отъ него и пойшолъ Юліанскій календарь.

То счисленіе было принято всѣми народами, подвластными Риму, и въ 325 году по Р. Хр. Юліанскій годъ положенъ былъ въ основаніе пасхальныхъ вычисленій.

Юліанскій годъ содержитъ въ себѣ 365 дней и 6 годинъ. Если тыхъ годинъ не принимати въ розсчетъ, то ежегодно былъ бы остатокъ. Во избѣжаніе того Созигенъ предложилъ считати три года по 365 дней, а четвертый въ 366 дней, прибавляючи лишній день того года до февраля мѣсяца, который по той причинѣ будетъ мати въ тот году не 28, а 29 дней. Годъ той, въ отличіе отъ обыкновенныхъ або простыхъ лѣтъ, называется високосомъ, або високоснымъ годомъ, або, якъ у насъ его принято называти, переступнымъ годомъ.

Юліанскій годъ, составляючи въ среднемъ 365 съ четвертью дней, долше истинного солнечного года на 11 минутъ, 8,4 секунды.

Та незначительная, повидимому, разница, постепенно накопляючись, возростаетъ въ протягу 128 съ половиною лѣтъ почти на одинъ день, а въ 400 лѣтъ до трехъ дней.

Такимъ способомъ, весеннее ровноденствіе, которое во время Никейского собора, въ 325 году по Р. Хр., приходилось на 21 марта, въ 1582 году пришлось уже на 11 марта. То побудило папу Григорія ѴІІІ откинути отъ 1582 г. лишніи 10 дней и считата послѣ 4 октября слѣдующій день 15 октября, замѣсто 5-го. А для того, чтобы и на будущіи времена отвернута то перемѣщеніе ровноденствія, онъ постановилъ откидувати отъ каждыхъ 400 лѣтъ по 3 дни, т. е. въ продолженіе четырехъ столѣтій уничтожата три високосныи (переступныи) годы.

Съ тою цѣлью изъ годовъ столѣтій, которыи по Юліанскому счисленію всѣ високосныи, принято, по Григоріанскому счисленію, считати ними лишь тѣ, которыи, по отнятіи отъ нихъ двохъ нулей, дѣлятся на 4 безъ остатка., напр., 1600, 2000 и т. д.

Юліанское счисленіе названо старымъ стилемъ, а Григоріанское новымъ. Теперь разница межи старымъ и новымъ стилемъ, увеличившися въ 18 и 19 столѣтіяхъ на одинъ день въ каждомъ, всего на 2 дня, достигла уже 13 дней, замѣсто попереднихъ 10, такъ что, коли по Юліанскому календарю считаютъ, напр., 1-ое января, то по Григоріанскому уже 14 число.

Новый стиль, за исключеніемъ Россіи и Греціи, сохранившихъ Юліанское счисленіе, введенный въ большинствѣ западныхъ христіанскихъ державъ.

Принятое у насъ, русскихъ, лѣтосчисленіе находится въ тѣсной связи съ церковными обрядами, и тому русскіи тѣмъ больше нимъ дорожатъ, что больше, якъ западныи христіане, придержуются постовъ и церковныхъ обрядовъ.

Пользуючись Юліанскимъ лѣтосчисленіемъ, всѣ русскіи, согласно опредѣленію Никейского собора, николи не празднуютъ Пасху ни разомъ съ евреями, ни скорше ихъ, но всегда позднѣйше ихъ, по крайней мѣрѣ на одинъ день, якъ требуетъ того и седьмое апостольское правило. Запарыи же христіане, по Григоріанскому календарю, не могутъ избѣжати нарушенія того правила и часто впадаютъ въ ту або другую погрѣшностъ.

Дуже важною причиною того неросположенія русскихъ до нового календаря было также стремленіе католиковъ навязати разомъ съ новымъ календаремъ латинство и назойливое его предложеніе, переходящее часами въ положительный гнетъ и гонительство особенно проявилось въ Австро-Венгріи, а теперь проявляется въ Польшѣ.

На греческомъ Востокѣ спокойно сохраняли старый календарь, бо тутъ не оказалось такихъ общественныхъ элементовъ, которыи поставляли бы своею задачей провести его насильно въ звычайную практическую жизнь.

Инакше дѣло стояло въ юго-западной Руси. Тутъ на сторонѣ нового календаря отъ разу оказалось много сторонниковъ среди могущественного земледѣльческого класса, частью польского по происхожденію, частью изъ ополячившихся русскихъ. Тутъ уже энергично работали іезуиты, пропагандуючи римокатоличество и розжигаючи церковную вражду между католиками и православными. Оттого пропаганда нового календаря въ южной Руси быстро оформилась въ тяжкую форму притѣсненія и гонительства. При такомъ положеніи дѣлъ отстаиваніе старого календаря высоко цѣнилось православными и той, кто ставалъ въ ряды его защитниковъ или кто претерпѣвалъ изъ за него гоненія и мученичества, пріобрѣталъ народное благорасположеніе и признательность. Пропаганда нового календаря причинила южно-русскому народу много горя, много страданій, оскорбляла лучшія его чувства, вносила раздоръ и озлобленіе въ общество и въ семью. Исторія всей жизни русского народа за послѣдніи 300 лѣтъ обязываетъ насъ отрицательно относитись до Григоріанского календаря, яко орудія польско-іезуитской интриги, источника гнета и насилія, духовного и матеріального.

Нынѣ еще греко-католжи (уніаты) въ Галичинѣ также разомъ съ православными борются въ оборонѣ того же старого стиля, т. е. Юліанского календаря.


————о0о————



[BACK]