Ставропигійское Братство во Львовѣ — В. П. Гладикъ

Каждый народъ мае свои историчныи памятники, якіи старинно охраняе яко свое народное достояніе. Такіи памятники мае и наша великая Русь. Головныи зборники тѣхъ старинныхъ историчныхъ ценностей находятся въ первѣстныхъ столицахъ русской земли — Кіевѣ, Москвѣ, Львовѣ, Перемышли и др. Къ тѣмъ историчнымъ памятникамъ принадлежатъ на первомъ мѣстци сохранившіися рукописи въ якихъ описуесь про житье-бытье нашихъ предковъ въ старину. Тѣ то сохранившіися рукописи и другіи историчныи памятники, указуготъ намъ, що во Львовѣ, при церкви Успенія Пресв. Богородицы наши предки съорганизовали Ставропигійское Братство, якое съиграло въ жизни Галицкой и вообще Червоной Руси важную роль. Братство тое, якъ указуютъ сохранившіися до нашихъ часовъ зписки о томъ братствѣ, организовалось въ годахъ 1686—1593.

И такъ записки указуютъ, що антіохійскій патріархъ Іоакимъ 1 января 1586 г. надѣлилъ львовскихъ мѣщанъ грамотою, которого роврѣшилъ но ихъ прошенію, соединитись въ братство и по „евангельски жити.” Грамота тая писана на пергаментѣ, закрѣплена печатъми патріарха хранится до теперь въ Музеи Народного Дома, якій въ часѣ войны былъ вывезенъ въ Россію.

Въ слѣдъ за тѣмъ патріархъ Іоакимъ свернулся къ литовскому духовенству, сановникамъ и мірянамъ, съ особого грамотою, датованою 15 января 1586 г., въ которой просилъ ихъ, щобы складали жертвы на устройство во Львовѣ греко-славянскокй школы и типографіи, а также богадѣльни и новой каменной церкви.

Дальше наши историчныи памятники указуютъ, що дня 1-го декабря 1587 г. Константинопольскій патріархъ Іеремія, грамотою написаною на греческомъ языкѣ, потвердилъ уставъ ставропигійского братства во Львовѣ, надаючи ему особыи права и правилеи.

Вслѣдъ за тѣмъ ставропигійское братство получае рядъ грамотъ отъ константинопольского патріарха, якій надае ему права независимости отъ другихъ братствъ.

Якую громадную роль съиграло Ставропигійское братство въ дѣлѣ просвѣщенія народа, о томъ пише нашъ историкъ Яковъ Головацкій вотъ що; 

Наша гадицкая или Подкарпатская Русь николи не оставалася въ дѣлѣ просвѣщенія и образованія за другими народами. Она стремилась всегда въ своихъ представителяхъ напередъ; хотя въ самыхъ непріязненныхъ обстоятельствахъ пользовались предки наши всякою удобною способностью къ учрежденію бдагополезныхъ заведеній, къ подкрѣпленію упадающей народности, къ поднесенію народного духа. Въ самыхъ опасныхъ временахъ соединялись передовыи люди нашего народа къ общеполезнымъ цѣлямъ и ставили смѣло отпоръ кознямъ злоумышленныхъ противниковъ. Умственное образованіе и воспитаніе юношества въ народномъ дусѣ лежало имъ найбольше на сердцѣ.

Учрежденье школъ на Руси современно крещенію Руси. Уже Владиміръ Вел. основалъ школу и приводилъ дѣти на книжное учете, тоже дѣлалъ сынъ его Ярославъ и другіи князи и ихъ наслѣдники. Не только въ монастыряхъ и при епископскихъ соборахъ издревле заводились училища, но учреждались школы по всѣхъ большихъ городахъ, и если при церкви Успенской Львовской было братство, оно безъ сомнѣнія по давнему обычаю удержовало и школу. Кипріанъ Митрополитъ возобновлялъ во время розгрома татарского упадшіи училища и возстановлялъ книжное учете на Руси.

Послѣ великихъ переворотовъ политическихъ и религійныхъ въ западной Европѣ началось стремленіе ко всеобщему просвѣщенію. Во всѣхъ большихъ городахъ заводилися училища или учебный коллегіи. Въ тое время совпадаетъ исправленіе учебной системы въ школахъ во всей Европѣ. И наша Русь прикоснувшися посредствомъ Польщи, съ которою неумолимая судьба вязала насъ на додгіи вѣки, не промешкала воспользоватися лучшими нововведеніями того времени. Въ 16-омъ столѣтіи славился нашъ Львовъ просвѣщенными людьми не только помежи духовенствомъ но и между почетными мѣщанами, якъ н. др. Макарій Тучапскій, Семенъ Сѣдляръ и др. И въ томъ нашемъ русскомъ Львовѣ нашлись мужи умны, слѣдующіи дѣла, ревныи ко своему родному языку и къ православію и по внушенію патріарха Антіохійскаго Іоакима учредили 1856 г. первую того рода школу или кодлегію во Львовѣ, которая процвѣтавши нѣсколько вѣковъ выдала много знаменитыхъ мужей для Руси, и есть незыблемымъ памятникомъ народного сознанія нашей Руси и ревности гражданъ Львовскихъ къ своей народности и праотцевскому православію. По образу Львовской школы заводились другіи братскіи училища. Наши школы отличались тѣмъ отъ польскихъ, чешскихъ и другихъ европейскихъ, что въ нихъ не мучили дѣтей схоластически-варварскою латинщиною, а обучали на природною русскою или церковною (т. е. славяно-русскою) но все народу понятною языкѣ.

Въ языкѣ и правописаніи устава Львовского примѣчаемъ всѣ важнѣйшіи свойства, нынѣшного нарѣчія русского, однакъ же есть и нѣкоторыи старинныи формы. Вліяніе польского языка тоже слѣдно въ нѣкоторыхъ словахъ и видахъ, однакъ-же меньше нежели въ другихъ тоговременныхъ письмахъ и даже у многихъ нынѣшнихъ галицко-русскихъ писателей.

Вообще сказати надлежитъ, что тѣ уставы школь нашихъ достойны вниманія, они выше стоять нѣжъ статуты многихъ училищъ въ дарной Полыцѣ. Стоить только поровнати нашь уставъ со статутами извѣстныхъ бурсъ славимой академіи Краковскокй и др. Уставъ нашъ составленый столь умно и оглядно, что артикулы его могли бы еще нынѣ послужити хорошими правилами для якого нибудь учебного заведенія; онъ даетъ свидѣтельство о высокомъ образованіи переднихъ людей русскихъ 16-го вѣка во Львовѣ…..

Передовсемъ Ставропигійское братстов стояло на стражи православной вѣры. Оно стойко отбивало напады іезуитовъ но въ конци, по розвалѣ Польши, коли Галицкая Русь подпала подъ власть Габсбурговъ, Ставроигійское братство 5 апрѣля 1709 признало юрисдикцію папежа Климентія XI., и тѣмъ самымъ утратило свою древнюю независимость. Папежъ поставилъ братство подъ протекцію и власть папского престола.

Черезъ принятіе Ставр. братствомъ уніи съ Римомъ, скоро тратятъ свою независимость и другіи православныи братства и монастыри на Червоной Руси переходятъ въ унію, ажъ окончательно въ 1786 г. австрійскій цѣсарь Іосифъ ІІ., насильно закрылъ послѣдный прав. монастырь въ Галичинѣ — Скитъ Манявскій.

Коли въ Галичинѣ подъ вліяніемъ іезуитовъ и австрійскихъ политиковъ вытворилась т. зв. нова эра, — партія, яка всецѣло пошла на службу полякамъ и папежови, и образовавшаяся съ новоэристовъ украинская партія, якая повела адскую агитацію за тѣмъ, щобы достояніе Ств. братства: — Успенскую церковь, типографію, книжный магазинъ и домы принадлежащіи къ Успенской церкви, — выдерти изъ рукъ русскихъ людей и передати выродкамъ Руси — мазепо-украинцамъ. Однакъ тое не удавалось, понеже даже австрійскіи законы супротивлялись насильному захвату Ставропигіи незаконными претендентами.

Доперва, коли вспыхла война, послѣ того, якъ др. Кость Левицкій въ особомъ юдскомъ мепорандумѣ подписаномъ 50 украинскими жителями города Львова, представилъ австр. правительству, що Ставропигія являесь опаеностію для австрійской держвы, тогдѣ то австрійское правительство передало Ставропигію, а также Народный Домъ, подъ курателю мазепинскихъ Иродовъ, якіи самовольно „газдовали” якъ въ Ставропигіи такъ и въ Народномъ Домѣ отъ начала войны, а властиво отъ отступленія русскихъ войскъ на веснѣ 1915 года ажъ до весны 1922 г., коли польское правительство передало управленіе надъ Ставропигіею, а также Народнымъ Домомъ въ руки законныхъ русскихъ властителей тѣхъ нашихъ цѣнныхъ институцій.

В. П. Гладикъ.
LvivBrothersEnd

[BACK]