Инквизиція — В. П. Гладикъ

Инквизиціею або святымъ трибунадомъ, назывался судъ римо- католической церкви, якій ставилъ собѣ за задачу слѣдиж за еретиками и карати ихъ.

Предлогамъ къ инквизиціямъ послужило ученіе христіанской церкви, указуючое на тое, що невѣрующихъ слѣдуе исправляти, а также гражданскіи законы, якіи наказуютъ провинившихся карати.

Инквизиція о якой иде рѣчъ началась въ Испаніи. Сначала являлась она орудіемъ борьбы съ еретиками—маврами, катаронами, жидами и др. религійными сектами, но позднѣйше, подъ руководствомъ іезуитовъ, являлась она боевого силою въ борьбѣ съ протестантами.

Починъ къ инквизиціямъ даль основатель монашеского ордена доминикавцевъ — монахъ Доминикъ. Въ завѣдыванье того ордена церейшли всѣ инквизиторскіи суды. Сначала инквизиторскіи суды не были строгими. — Найвысшою карою было отлученіе отъ церкви, но съ часомъ инквизиція, особенно въ Испаніи, стала трибуналомъ ужасныхъ гоненій.

Душою испанской инквизиціи былъ монахъ—доминиканецъ Торквемада, якій будучи исповѣдникомъ испанской королевы Изабеллы, доконалъ того, що королева въ 1478 г., выпросила отъ папежа Сикста IV буллю, которою папежъ розрѣшалъ католицкимъ королямъ именовати двохъ або трехъ инквизиторовъ не подлегаючимъ епископской власти, якіи мали знищити еретиковъ въ Кастиліи.

Въ короткомъ часѣ послѣ того, Торквемада былъ назначенъ предсѣдателемъ инквизиторского трибунала, который составляли кромѣ Торквемады два гористы—монахи и 3 королевскіи совѣтники.

Позднѣйше инквизиторскій трибуналъ розширено до 10 членовъ, якіи засѣдали въ разныхъ частяхъ Испаніи. Инквизиторскій трибуналъ содержался изъ сконфискованыхъ у признаныхъ виновными маетковъ.

Дѣйствія инквизиторскій трибуналъ заключались въ строгой тайнѣ. Система шпіонства и доносовъ обмотовали всѣхъ страшною сѣтью, никто не зналъ, чи его шпіоны не оскаржатъ передъ трибуналомъ хотяй бы только въ той цѣли, щобы его невиновного признати виновнымъ, спалити, а его маетки забрати. Якъ только обвиненого, або подозрѣтельного привели передъ инквизиторскій трибуналъ, его допрошовали судьи сидячіи въ колнакахъ закрываючихъ совершенно ихъ лица. Сознанія передавано юристамъ-квалификаторамъ-монахамъ доминиканцамъ якіи выносили вырокъ.

Першій трибуналъ собрался на засѣданіе въ Севилѣ дня 2 января 1481 г. и возвалъ порозлѣплюванными но улицахъ едиктами, щобы всѣ, почувающіися до ереси въ своей совѣсти, ставилися въ часѣ трехъ мѣсяцей передъ трибуналъ и сказали свои проступки, — призналися до вины, щобы могли одержати за то якугось малу покуту; въ противномъ разѣ, по уплывѣ того термину, каждый правовѣрный христіанинъ мае донести трибуналови о знаныхъ ему еретикахъ для выданья нмъ процесу.

Снайшлося тажъ много донощиковь, що вже въ першомъ году спалено живцемъ оскарженыхъ 298 особь, а кромѣ того выдано дуже богато выроковъ на умершихъ, которыхъ кости выкопало съ гробовъ и спалено на публичномъ кострѣ. Особливо дуже переслѣдувано жидовъ, если впали въ подозрѣнье, що они лише съ потребы признаются до христіанства. Инквизиція карала за такія дурницѣ, на прим, якъ кто надѣлъ листу сорочку въ субботу, ѣлъ кошерну страну съ жидомъ, обмыль трупа, теплою водою и т. п.

Въ 1483 г. Торквемада одержалъ тытулъ великого инквизитора на цѣлу Кастилію и Арагонію. Его 18-лѣтное урядованье есть одною съ зпохъ найгрознѣйшой тираніи, якую лишь человѣкъ може выдумати для своихъ ближнихъ.

Въ томъ году спалено живцемъ 2,000 людей. Церемонію засуда смерти выконовано на балванѣ съ таблицею до него причѣпленою, на которой было написане имя засудженого. Всѣхъ виновниковъ, которыи тогда признались до ереси, начислено 17 тысячъ чел., разного вѣку и стану, обохъ половъ; всѣхъ засуджено на равны покуты. Инквизиційныи трибуналы заложено и на провинціи.

Торквемада, якъ ученый человѣкъ, уложилъ приписы судового розбиртельства, которыи то приписы съ разными додатками и поправками додержалися до 19-го вѣку въ Испаніи.

Обвиненого отдавано ласцѣ и неласцѣ звѣрскихъ судей и не дано ему ніякихъ средствъ обороны.

Обжалованый черезъ незнаного донощика, несподѣвано арестованый опричниками „святой инквизиціи” — киненый былъ въ тюрьму, где не было ни свѣтла, ни не вольно было выходите на проходъ. Обвиненного вводили только до судовой салѣ, где мусѣлъ отповѣдати на подступныи, неразъ незрозумѣлыи, запросы, не зваючи цѣлкомъ за то его обвиняютъ. Ему читали сознанія свѣдковъ, якихъ онъ не зналъ, бо въ актахъ наумысно назвиско свѣдка опускали. Коли по доказѣ свѣдоцтвъ обвиненный не признавался до вины, тогда показовали ему приряды тортуръ, а за нѣсколько дней брали его на тортуры, мучили и записовали каждое его словце, якое съ болю выстогналъ. Тортуры выконовано не только на обвиненныхъ, але и на свѣдкахь. По уплывѣ 24-хъ годинъ, скатованый вязень былъ сновь пытаный, чи ствердитъ, чи откличе свои сознанія. Потомъ слѣдовало отчитанье выроку и его выконанье; тое завсегда дѣялось публично при урочистомъ обрядѣ, званомъ „аудъ-да-фэ” (актъ вѣры). Выданье выроку невинности рѣдко трафлялось; въ томъ случаѣ судъ далъ абсолюцію (розрѣшенье), та все таки завдалъ публичну покуту. Въ костелѣ при численномъ згромадженью народу, отбываючій покуту мусѣлъ стояти босый передъ олтаремъ, съ зеленою свѣчкою въ рукахъ въ „санъ бенито” (мѣшокъ святого Венедикта) жовтой краски съ вышитымъ скосно червонымъ крестомъ и слухадъ выроку выясненого отповѣдною проповѣдью. И съ того часу черезъ цѣле свое житье не могъ носити золота, перловъ, шолку и тонкого полотна. На немъ тялжилъ проклонъ провины.

Тѣмъ „еретикамъ”, которыхъ переконано фактами, що они виновными, выголошовано вырокъ реляксіи, ихъ отдавали въ руки гражданской власти. Въ Севилли былъ до сено прилагодженый стосъ мурованый съ чотырма фигурами святыхъ до якихъ привязовано переступниковъ.

Тѣхъ, що сповѣдалися палено, коли уже ихъ задушили. Сновь тѣхъ, що не хотѣли сповѣдатися, палено живцемъ; а меньше винныхъ отводили по отправленью разныхъ церемоній въ тюрьму до конца житья. Съ такими карами лучилася и конфиската майна; отбирано навѣтъ посаги донькамъ. Засудъ съ назвискомъ засудженого отсылано до парохіи засудженого, где его въ церкви вѣшали на вѣчну памятку и пострахъ, а ганьба падала на родину до третого поколѣнія.

Дѣти и внуки засудженого не могли мати ніякого уряду, а навѣтъ не могли носити шолкового одѣнья и одѣнья съ тонкой волны.

Жидовъ дуже переслѣдовано. Въ мартѣ 1492 г., выдано королевскій наказъ, щобы до конца мѣсяця іюля всѣ жиды уступили съ испанской землѣ та забрали съ собою свое майно въ товарахъ и вексляхъ кромѣ золота, и серебра, Въ такъ короткомъ часѣ не можъ было найти кущей на нерухомое майно, тожъ жиды мусѣли продавати домъ за осла, винницю за кусникъ сукна или полотна; гдекоторы хотячи сберегти майно, поликали потяты дукаты и потяте золото, щобъ таклмъ способомъ не дати его въ руки инквизиторовъ. Тогда выгнали съ Испаніи 160,000 жидовъ.

Тое дѣялося въ Испаніи за часовъ панованья королевы Изабеллы — щирой католички, котору называли зеркаломъ справедливости.

Переслѣдователи ишли съ краю до краю, та не съ благословеніемъ. Въ одной руцѣ тримали библію, а въ другой мечъ и походню, и кажучи: „се божа служба, въ имя Бога”, несли людямъ смерть и знищеніе.

Инквизиція есть дѣйстно велика и незатерта пляма на картахъ римо-католической церкви.

Передъ инквизиціею дрожали даже короли, а даже римо-католицкіи епископы ибо гоненію со стороны инквизиторовъ подпали архіепископъ Карранса, кардиналъ Чезаре. Боржія и др. Всякое проявленіе свободной мысли инквизиторы уважали ересью. И такъ гоненію подлегъ ученый астрономъ Галій за тое, що твердилъ, що земля обертаесь коло солнца, — его инквизиторы посадили въ арестъ и отемнили. Подобная участь постигла и извѣстного итальянского философа Джордана Бруно, написавшого много научныхъ книгъ. Въ молодости Бруно вступилъ въ орденъ доминиканцевъ, но видячи ихъ беззаконія, выступилъ съ ордена и долшій часъ жиль въ Франціщ Англіи, Чехіи и ажъ на старости лѣтъ возвратился въ Италію, где его инквизиторы схватили и оскаржили та спалили и акострѣ за зневагу монашества. Позднѣйше инквизиторы, при помочи іезуитовъ добились почти въ цѣлой Европѣ цензуры книгъ. Они начали нищити всѣ книги, въ якихъ авторы проявляли свободную научную мысль и въ якихъ инквизиторы добачали противо церковное ученіе.

Статистика указуе, що число жертвъ инквизиціи отъ Торквемады съ 1481 г. до 4 дек. 1808 гг., коли въ Испаніи инквизицію знесъ брать Наполеона Іюсифъ Бонапарте, — выносить 341,021 человѣкъ, изъ нихъ 31,912 были живцемъ спалены, 17,659 сгинуло на балванѣ (инъ еффигіе), 291,450 были посаджены въ аресты.

Вслѣдъ за отмѣненіемъ инквизиційныхъ судовъ въ Испаніи пошла Португалія, Италія, Тосканія, Сердингія и др. краи. Только римскіи папежи до теперь не проголосили инквизицію противозаконною. Въ Ватиканѣ до теперь есть инквизиційный трибуналъ, сложеный изъ кардиналовъ; якіи функціи выконуе той папскій инквизиційный трибуналъ, тое хранится въ тайнѣ ибо его члены съобовязуются клятвою молчанія.

Быти може, що папежъ, а также всякіи прислушники папства, сподѣются, що инквизиційны суды можутъ еще колись прійти въ силу.

Не отрѣчи спомнути, що будучи въ Римѣ въ 1920 г., я малъ случайность говорити съ русскимъ посломъ при Ватиканѣ, якій опозорилъ себе до того, що принялъ папскій католицизмъ и въ угоду іезуитамъ, защищае правость инквизиціи, яка по его омраченномъ понятію, якъ говорилъ, „была справедливымъ судомъ, якій бы слѣдовало и теперь ввести.” — Понятно, що такъ може говорити только человѣкъ, якій не желае равноправности и справедливости человѣчеству.


В. П. ГЛАДИКЪ.


[BACK]