Изъ Моихъ Записокъ (украинизація) — В. П. Гладикъ

Украина въ значительной степени объязана нѣмецкому и австрійскому имперіализму (завоеваяію чужихъ народовъ) стремлящемуся къ роздѣленію русского народа.


* * *

Бисмаркъ — праотець самостійной Украины — говорилъ: Украину треба сдѣлати совершенно-самостоятельною, шовинистическою по отношенію къ русскимъ, розвити въ ней чувство самоотторженія и даже враждебности къ Москвѣ.


* * *

Нѣмецкому генералу Гофману, — творцу Брестъ-Литовской комедіи удалось провести то, о чемъ мечталъ Бисмаркъ, но когда русскій народъ на Украинѣ сталъ безпощадно громити въ партизанскихъ бояхъ нѣмецкіи войска той-же Гофманъ заявилъ:

„Россія не можетъ остатись разбитою на различны государства. Скорше или позднѣйше она прійдетъ къ политичному единству. Украина и другіи ей подобны государства — лишь переходны фазы (явленія).

„Въ действительности Украина дѣло рукъ моихъ, а не является продуктомъ сознательного воле-изъявленія самого народа, о чемъ теперь хвастаются „Украинцы”.

„Я создалъ Украину для того, щобы съ частью Россіи заключити миръ....... договоръ съ Украиною долженъ былъ подняти бодрость Австрійцевъ.”


* * *

Выводы Гофмана стверджаетъ извѣст. нѣмецкій ученый, профессоръ Шлайсингеръ.

„Въ послѣднихъ часахъ — пишетъ проф. Шлайсингеръ въ статьи „Russland in XX. Jahrhundert” (Россія въ XX столѣт.) — дѣлаются попытки доказати, що Малороссы то отдельная нація въ противоположенію до Великороссовъ. Тѣ сепаратистическіи попытки существуютъ только въ мозгахъ нѣкоторыхъ полуученыхъ людей.

„Даже въ виду всѣхъ книжокъ проф. Грушевского — безсторонны учены доказуютъ, що нѣтъ доказательствъ, що Малороссы маютъ сепаратистическіи тенденціи.

Разница между Малороссами и Великороссами есть меньша, якъ между Швабами (нѣмцами данной Швабіи — теперь Баваріи) и Шлезаками (нѣмцами въ Шлезіи) или Альзатцами (нѣмцами въ Альзаціи). Я лично маю больше трудности порозумѣти Альзатца якъ Малоросса, хотяй я никогда въ моей жизни не учился по малорусски, а знаю лишь русскій книжный языкъ.”


* * *

Князь А. И. Волконскій въ статьи „Украинская загадка 1920 г.”, пишетъ:

„Имя „малороссы” появилось всего 300 лѣтъ назадъ и никогда оно не означало народа ибо этнографія (наука о характерныхъ чертахъ и особенностьяхъ быта и нравовъ розличныхъ народовъ и племенъ) не знаетъ малорусскаго народа, какъ не знаетъ и народа великорусскаго или бѣлорусскаго; для науки это не болѣе, какъ три вѣтви еднаго народа — народа русскаго. Существуютъ тосканцы (въ середной части Италіи) и маландцы, но вѣдь они не народъ: народъ единый итальянскій; существуютъ саксонцы и баварцы, но народъ одинъ нѣмецкій.

„Имя „Украина” на картахъ французскихъ, англійскихъ и др., печаталось до войны только въ предѣлахъ Кіевской и Полтавской губерній.

„Земля надъ Чернымъ моремъ — степи и Крымъ въ ХѴІІІ. вѣкѣ была включена въ составъ русской имперіи. Тогда тая территорія называлась однако не Украиной и даже не Малороссіей, — она названа была Новороссіей. (Отъ того и губернскій городъ Черноморской губ. Новороссійскъ, надъ Чернымъ Моремъ основанъ 1838 г., а также Новороссійскій край обнимающій приблизительно губерніи: Бессарабскую, Херсонскую, Екатерино-славскую, Таврическую и область войска Донского. Въ Одессѣ существуете съ 1865 г. Новороссійскій Университетъ. — Примѣчаніе нижеподписанного). Новороссія — почти совершенная пустыня, была заселена выходцами изъ всей Россіи.”


* * *

Що розстояніе отъ галицкого говора до общерусского культурного языка Пушкина, Гоголя, Толстого и др., не больше разстоянія отъ галицкихъ-же говоровъ до украинской „интеллигентной мовы”.


+ + +

Всѣ старинны вспомины о „Украинѣ” говорятъ одно и тоже а именно, що „украиною” или „окраиною” — край, называли и въ старыхъ часахъ — подобно якъ и въ нашихъ — пограничны земли — княжества, города, села и т. п. И такъ въ Кіевской лѣтописи упоминается: „Ляхове украиняне”, въ Софійской съ 1271 г. „Псковская Украина”, въ Воскресенской лѣтописи съ 1518 г., „Московская Украина” и др. To-же стверджаетъ и галицкій украинецъ др. Барвинскій: „бачимо — говоритъ Барвинскій, що „Украиною” звали въ давних часах взагалі пограничні землі”, (Календарь „Просьвіти” 1916 г.).


+ + +

Названіе „украинецъ” было необходимо для того, щобы внушити малороссамъ мысль инородчества отъ русского народа, — щобы порвати всякую историческую связь даже съ названіемъ, ибо оно бьетъ по лицу измѣнниковъ русскому народу, русской исторіи, русскому дѣлу.


+ + +

Нѣмцы у себе объединили въ одинъ народъ и швабовъ и пруссаковъ и саксонцевъ, и баварцевъ, а вѣтвамъ русского племени — внѣдряли мудрость отдѣленія ей отъ общого ствола.


ЕДИНАЯ РУСЬ.

Русскій народъ, якъ въ старину такъ и теперь зналъ Единую Недѣлимую Русь и одинъ русскій народъ, и якъ въ старину такъ и теперь признаетъ, що велико- мало- бѣло-россы — то одинъ русскіи народъ, объединенный общою исторіею, общою вѣрою, общимъ литературнымъ языкомъ — общою національною культурою, подобно, якъ объединены французы, нѣмцы, итальянцы, англичане, поляки и др.


В. П. ГЛАДИКЪ.


[BACK]